Если вы заинтересовались RC-моделизмом, то уже успели заметить, что эта аббревиатура присутствует в описаниях многих авиамоделей. А еще всего три буквы «FPV» делают квадрокоптер или самолет на радиоуправлении более желанным и более увлекательным в эксплуатации.
В чем секрет? Разбираемся.
FPV – сокращенное название системы управления полетами от «первого лица» – First Person View. Если на вашем квадрокоптере установлено FPV оборудование, будьте уверены, что ощущения будут отличаться от «обычных» полетов.
Многие моделисты сравнивают полеты «от первого лица» с видеоиграми и в этом есть резон. Однако, не стоит сравнивать игру на симуляторе и драйв от реального парения над землей или сумасшедшими гонками на высоте! Хотите посмотреть на все с «высоты птичьего полета»? Человеку не дано взлететь самостоятельно, но современное оборудование дает такую возможность.
К тому же, авиасимуляторы – это вполне безопасное времяпровождение. В то время как гонки или простые полеты с FPV системой добавляют адреналина в кровь сразу по нескольким причинам:
реальная местность;
реальная RC-техника;
реальные деньги, вложенные в оборудование;
реальный риск крушения.
Несколько лет назад оборудованием фпв могли похвастаться только дорогостоящие модели самолетов и мультироторных летательных аппаратов. Развитие технологий привело к тому, что теперь, даже бюджетные модели беспилотников могут быть оснащены FPV системами.
Средняя цена недорогих БПЛА с установленным оборудованием колеблется в районе 100 долларов. Такие простенькие дроны нужны в первую очередь для обучения и понимания того, что именно вам нужно. Они помогают качественно подойти к выбору «второй», более совершенной и дорогой радиоуправляемой модели.
Если говорить о «First Person View» в мире RC-моделизма, то это on-line трансляция видеоизображения с камеры дрона на монитор пульта радиоуправления или специальные очки пилота.
Простыми словами – это глаза пилота в небе. Только так можно осмотреть то, что «видит» дрон, даже когда беспилотник ушел из поля зрения оператора на земле.
Непосредственно на дрон устанавливаются передатчик видеосигнала с антенной и камера, а у пилота на земле в руках пульт (приемник) с монитором или FPV-очки со встроенным приемником.
Некоторые модели предусматривают самостоятельный выбор и установку аппаратуры, тогда у пилота есть варианты для выбора, стоит только учитывать совместимость приемника и передатчика.
Для малоопытных RC-моделистов производители предлагают модели с уже установленными FPV системами, которые работают в популярных частотных диапазонах.
Оборудование для полетов от первого лица может работать на частоте 900 МГц, 1,2 ГГц, 1,3 ГГц, 2,4 ГГц, 5,8 ГГц и по технологии WiFi.
Современный рынок беспилотников с FPV – это, почти 90%, аппаратура, работающая по технологии WiFi и на частоте 2,4 ГГц или 5,8 ГГц.
Если оценивать по величине популярности, то начать нужно с аналогового FPV оборудования 2,4 ГГц. Причина непопулярности – низкое качество частоты для приема радиосигнала.
Видеокартинка, переданная на частоте 2,4ГГц страдает от размытия шумами. Корень зла таится огромном количестве приборов, работающих на этой частоте и окружающих нас в повседневной жизни.
Начиная от микроволновок и заканчивая мобильными гаджетами, подключенными к WiFi, все создает невообразимый «шум» для FPV оборудования на 2,4ГГц.
Как результат – летать в городской черте по FPV с такой частотой летать практически невозможно.
Наиболее универсальная и самая популярная технология передачи данных. Причина популярности: простота и дешевизна. Такое оборудование несут на борту почти все бюджетные дроны.
Этот вариант хорош тем, что роль монитора в этом случае успешно выполнит обычный смартфон или планшет. Для начала пилотирования вам нужно установить приложение на мобильный гаджет и подключиться к WiFi точке дрона. Доступно, удобно, просто.
Но есть и свои минусы:
радиус передачи сигнала ограничен WiFi зоной;
задержка картинки значительна и увеличивается с удалением дрона от пульта ДУ.
Частота 5,8 ГГц – это выбор профессиональных RC-моделистов и знающих любителей. На этой частоте аппаратура передает видеоизображение с оптимальной пропускной способностью даже на большие расстояния.
Задержка передачи данных практически незаметна человеческому глазу и именно поэтому частоту 5,8 ГГц используют в гонках FPV Drone racing, где особенно важна быстрая реакция на сумасшедших скоростях.
Единственный минус такого оборудования – стоимость.
Кроме прочего, дополнительно нужно приобрести монитор и очки (если они не входят в комплект), а хотите мощный передатчик – тоже придется доплатить.
Качество полета по FPV и сила ощущений зависит от некоторых моментов, кажущихся на первый взгляд маловажными:
телеметрия – полезная фишка, делающая полет комфортным и даже более безопасным. На мониторе пульта управления (по периметру экрана) вас постоянно сопровождают цифры, которые показывают в режиме реального времени высоту и скорость полета, расстояние до базы, состояние заряда батареи и прочее.
«Head tracker» – датчик поворота головы на FPV-очках (хэдтрекер) – элемент не обязательный, но приятный. При повороте головы пилота, камера, установленная на дроне, автоматически меняет положение в таком же направлении. Как следствие – полет становится еще реалистичнее.
НО! Если у вас плохое зрение, то полеты с FPV-очками грозят головокружениями и головными болями.
Так как это удовольствие не из дешевых, то специалисты рекомендуют на первый случай взять очки «на пробу» у друзей, чтобы оценить свои физические ощущения от их использования, а затем уже думать о покупке.
( Съемка дронами Typhoon H Pro Yuneec )
Получить бонус