Тем из вас, кто в силу сложившихся обстоятельств на данный момент не проживает поблизости редакции журнала RC Heli, которая находится в солнечной южной Калифорнии, посоветую хорошенько задуматься о подготовке своей модели вертолета к зиме. В то время когда редакторы Шел (Shell) и Велез (Velez) беспокоятся о своем ровном загаре, все остальные из нас усердно вспоминают, где спрятали свою зимнюю одежду. Пока одни, проводя очередную фотосессию, блаженствуют под теплим солнцем и морским бризом, другие, видят перед собой сплошные сугробы и снегоуборочную технику, которая посыпает дороги солью. Думаете, я завидую? Совсем нет. Ну, возможно чуточку.
Для тех моделистов, кто имеет возможность продолжать полеты на протяжении круглого года, хранения вертолета в зимний период не составляет никаких проблем. Но для тех пилотов, которые живут в регионах с суровой зимой, просто необходимы советы по вопросам хранения их дорогих игрушек на протяжении этих нескольких холодных месяцев.
Главной особенностью вертолетов являет то, что их нельзя оставлять в одиночестве. Они очень любят внимание и, так же как и ваши жены и подруги, нуждаются в нем, в противном случае они могут охладеть к вам. Если же вы будете постоянно уделять внимание вашему вертолету, то избежите массы возможных проблем (так же как и в случае с женами или подругами).
Вот сейчас, когда зима уже на носу, как раз самый подходящий момент для принятия мер по подготовке к холодам, которая обеспечит вашему вертолету счастливую зимовку и подготовит его к следующему сезону.
Про нитротопливо можно сказать единственное – это великолепно! А великолепно не только потому, что двигатель получает от него больше мощности, сравнительно с бензином, но и потому, что нитрометан издает точно такого же запах, как и гоночные драгстеры на скоростных соревнованиях (Top Fuel drag racing). Но есть единственная проблемка - содержание спирта, в чем бы ни было, при долговременном хранении может доставить множество проблем.
Спирт по своей природе гигроскопичен (не путайте с термином «гидроскопичен» – это разные понятия). Гигроскопичным материалам свойственно поглощать из атмосферы воду и спирт, содержащийся в модельном топливе, вовсе не исключение из правил. Поскольку на подшипниках двигателя всегда остается немного топлива, то во время продолжительного хранения гигроскопичные жидкости вызовут ржавление этих подшипников и коме того, адсорбируемая из воздуха вода, приведет к коррозии.
Если спросить у десяти разных людей о том, как же нужно готовить двигатель к зимовке, то вы, скорее всего, получите от них десять разных вариантов ответов. Но наиболее распространенными из них являются два следующих варианта: не делать ничего (либо немного) или же применить особое масло (after run oil).
Такое специальное моторное масло можно приобрести в большей части магазинов, которые реализуют нитродвигатели, или же заглянув в интернет-магазины. Данное масло ничем не отличается от того, которое применяется в модельном топливе. Исключением является лишь то, что это масло не смешано с прочими составляющими топлива.
Защитники использования специального масла рекомендуют удалить для начала свечу зажигания и зафиксировать поршень в НМТ (в нижней мертвой точке или в максимально достигаемом нижнем положении поршня). Затем, по их мнению, следует добавить через отверстие, где была свеча зажигания, несколько капель масла (5-6), после чего нужно четыре или пять раз прокрутить двигатель руками (важно не заводить, а только лишь прокрутить). Вот теперь двигатель подготовлен к хранению. За утверждениями сторонников, при использовании масла внутри двигателя создается специальная масляная пленка, которая служит для защиты его деталей от губительной влаги вплоть до следующего сезона полетов.
Обладателям моделей с двигателями YS необходимо быть осторожными используя специальное масло, поскольку некоторые его компоненты могут повредить диафрагму подобных двигателей. Поэтому перед использованием этого масла необходимо обязательно обратить внимание на дополнительные рекомендации о подготовке двигателя к продолжительному хранению, которые изложены в инструкции к двигателю.
Иной распространенный вариант подготовки модели к зимовке заключается в том, чтобы оставить все на своем месте и забыть до следующего полета. Поскольку топливо для моделей вертолетов уже содержит 18 - 23% масла, то некоторые пилоты уверенны, что этого для двигателя вполне достаточно и дополнительная защита подшипников не нужна.
В том случае, если вы решили поступить подобно такой методологии, то вам следует для начала выработать все топливо которое осталось в баке после последнего полета. Как только двигатель заглохнет, необходимо подключить накал свечи и снова прокрутить двигатель стартером, установив газ в Idle. Это разрешит устранить остатки топлива из двигателя. Затем следует отсоединить от двигателя топливные трубки, и заново заполнить бак топливом, после чего откачать все топливо из бака. Таким образом, все выхлопные газы будут удалены из бака (если они создают избыточное давление в вашей топливной системе) и можно будет избежать разрушения силиконовых рубок, которое также вызвано выхлопными газами. Теперь можно поместить вертолет на его почетное место.
Теоретически, при полной выработке топлива на прогретом двигателе, из силиконовых трубок удаляется полностью все топливо, и предотвращается скопление воды, а также испаряются остатки спирта, благодаря теплу двигателя. В итоге ми получаем покрытый маслом из топлива двигатель, детали которого теперь защищены от коррозии, чего и требовалось достичь.
Необходимо будет сделать еще одну вещь - на период хранения удалить силиконовые трубки, ведь они могут испортиться со временем под влиянием нитрометана и выхлопных газов. Такие трубки довольно дешевые и для их замены потребуется всего несколько минут.
Для большей части электронных компонентов моделей вертолетов не нужна специальная подготовка к продолжительному хранению. Исключением являются аккумуляторы. Условия по уходу и хранению различаются зависимо от состояния аккумулятора (годного в новом сезоне и того, который необходимо заменить).
Зависимо от используемого в аккумуляторе типа химического процесса, можно заметить большое количество дискуссий на тему способов их хранения. Например, никель-кадмиевые (Ni-Cd) аккумуляторы используются редко, но все же их еще можно встретить. Существует утверждение, что Ni-Cd аккумулятор необходимо хранить в разряженном состоянии (близко 0.9 V). Лично я на протяжении месяца хранил Ni-Cd в частично разряженном состоянии и при этом никаких негативных изменений не обнаружил.
Более новой технологией в сравнении с Ni-Cd являются никель-металлгидридные аккумуляторы. Не смотря на то, что номинальное напряжение на аккумулятор у них тоже составляет 1.2 V, особенности их зарядки и хранения несколько отличаются. Поскольку у Ni-MH аккумуляторов нет эффекта памяти, то по мере необходимости вы можете спокойно их подзаряжать. Кроме того, периодическая зарядка и разрядка как Ni-Cd так и Ni-MH аккумуляторов не несет никакого вреда, также и в целях проверки их работоспособности.
Единственная характеристика аккумуляторов Ni-Cd и Ni-MH о которой вам необходимо знать - это «саморазряд». Все эти аккумуляторы со временем начинают медленно разряжаться. Если разрядка происходит на протяжении достаточно длительного периода времени (зависимо от имеющегося заряда), то батарея может саморазрядиться до такой степени, что в ней вовсе не останется заряда. Из-за этого при следующей зарядке могут возникнуть проблемы, поскольку изменится полярность батарей.
Следовательно, подошла очередь Li-Ion и Li-Pol аккумуляторов. Хранить аккумуляторы данного типа необходимо при номинальном заряде 3.6 V на банку. Если, например, у вас 2S сборка, то заряд должен быть 7.2 V, если 3S сборка - то 10.8 V и т.д. Поскольку литиевым аккумуляторам не свойственен саморазряд, то это говорит о том, что они не нуждаются в каком-либо дополнительном уходе на зимний период. Имеется всего один нюанс при хранении литиевых аккумуляторов на протяжении длительного периода – замедляется прохождение химических процессов. Но это вовсе не является проблемой. Для того, чтобы восстановить скорость химической реакции достаточно провести несколько циклов заряд/разряд.
Как правило, о вопросе правильного хранения нитротоплива очень часто забывают. Наверное, и вы об этом никогда не задумывались? Стандартной рекомендацией является хранения топлива в темном и холодном месте в его оригинальной канистре. Если же у вас осталось небольшое количество топлива, то для его хранения вам следует подыскать герметичную емкость, подходящую по размеру. Поскольку нитротопливо гигроскопично, то емкость необходимо заполнять им полностью, чтобы максимально уменьшить его контакт с воздухом.
Если же вы вынуждены длительное время хранить несколько неиспользованных канистр с топливом и при этом у вас имеется еще одна частично заполненная, то вам следует остатки топлива долить доверху во все имеющееся новые канистры и снова их закрыть. Таким образом, вы сможете уменьшить в канистрах количество воздуха и, тем самим, снизится возможность попадания воды в топливо.
(ни в коем случае нельзя оставлять канистры, частично заполненные топливом, на зиму, поскольку это приведет к насыщению топлива водой из воздуха)
Во время длительного хранения топлива необходимо следить чтобы канистры не находились на бетонном полу, поскольку температура бетона обычно ниже чем окружающего воздуха. Из-за контакта канистры с бетонным полом внутри нее происходит ускорение процесса конденсации влаги, что в результате приводит к попаданию в топливо воды. Если ваши канистры с топливом хранятся в коробках, то их тоже следует хранить подальше от холодного бетона.
(обязательно убедитесь, что ваше топливо хранится на полках в сухом и прохладном месте)
Кроме вопросов, где и как следует хранить топливо, имеется также вопрос относительно хранения прочего оборудования. Что касается влияния негативных внешних факторов, то одним из них является неотапливаемый гараж, поскольку в нем происходят значительные колебания температур.
Хранение в подобных условиях не рекомендуется не только из-за различной реакции на низкие и высокие температуры применяемых в вертолете материалов, а и по причине образования конденсата при резкой смене температур (подобно тому, как и в топливе), что приводит к коррозии деталей из металла.
Идеальным вариантом для зимнего хранения вашего вертолета и всех прочих аксессуаров является помещение оборудованное системой климат контроля. Это может быть обогреваемый гараж или мастерская. Если же зимой вы храните свои вещи на стропилах, то для зимовки вертолета такое место тоже подойдет.
Можно считать это самым важным советом о длительном хранении вертолета по сравнению со всеми прочими. Так вот, если зимой вы не планировали никаких полетов, то это как раз подходящее время для того, чтобы разобрать свой вертолет и затем собрать его заново. Таким образом, вы сможете провести еще больше времени с вашим вертолетом, окружив его своей любовью, и тем самим на протяжении всей зимы сохраните его в хорошем состоянии. Ведь самое подходящее время для разборки вертолет до винтика, это именно зимние месяцы. Таким образом, вы решите сразу несколько задач:
Благодаря всему этому, вы будете не только превосходно летать в следующем сезоне, но и сохраните свой вертолет в наилучшем состоянии. И помните, что чем больше вы будете заботиться о своем вертолете и чем больше времени проведете с ним, тем лучше он будет летать. Попробуйте! И вы обязательно удивитесь приятными изменениями своего вертолета и вашими собственными.
Не пугайтесь зимних холодов, ведь это вовсе не проклятье для ваших вертолетов. Необходимо лишь придерживаться правил хранения модельной техники и всех необходимых принадлежностей в зимний период. Несомненно, зимой вы не будете летать намного реже, чем летом, и поэтому зимние месяцы отлично послужат для изучения теории вертолетной науки. Независимо от того, чем вы занимаетесь, старайтесь больше времени проводить со своим вертолетом, и это принесет лучшую форму вам и вашему вертолету, а также прекрасный результат в новом сезоне.
Получить бонус