Продовжуючи переглядати www.rc-hobby.com.ua ви
підтверджуєте що ознайомилися з Правилами користування
сайтом і погоджуєтеся з політикою конфіденційності
Я погоджуюсьНа соревнованиях в первые годы допускались модели любых схем, но позднее, когда их результативность сравнялась, было отдано предпочтение соосной схеме, как наиболее полно воспроизводящей характер полета полноразмерного вертолета и его внешний вид.
До 1966 года состязания проводились в три тура, затем – в пять. Продолжительность работы двигателя вначале составляла 60 сек., с 1971 года – 30 сек., а с 1983 года – до 20 сек. К участию допускаются в настоящее время модели, имеющие под несущим винтом не вращающийся фюзеляж, ограниченный по своим габаритным размерам. Максимально допустимая площадь несущего винта – 300 дм². Строго ограничивается полетная масса модели. Она определяется умножением рабочего объема двигателя в см³ на 300 гр. Наибольший допустимый объем двигателя - 2,5 см².
Своими достижениями советские спортсмены, выступающие с таймерными моделями вертолетов, выполненными по соосной схеме, во многом обязаны ленинградцу мастеру спорта СССР, кандидату технических наук В. Слепкову, создавшему еще в 1961 году удачную модель такого типа. Благодаря ему, а также другим моделистам, взявшим на вооружение его конструктивную схему, от соревнований к соревнованиям росла средняя продолжительность полета модели в одном туре. Можно с большой уверенностью утверждать, что возможности конструктивной схемы В. Слепакова далеко не исчерпаны, что модели, построенные по ней, еще улучшать достигнутые результаты.
Кроме таймерных есть еще один интересный класс моделей вертолетов – радиоуправляемые.
Первой в мире радиоуправляемой моделью вертолета, осуществившей демонстративный полет по программе, заранее объявленной спортсменом, явилась модель с аэродинамическим приводом мастера спорта СССР С. Воробьева, показанная ан Всесоюзных соревнованиях авиамоделистов в 1961 году. Однокомандное управление было направлено на то. чтобы смещать центр масс модели вбок, вследствие чего создавался момент подъемной силы несущего винта относительно общего центра масс и происходил разворот модели. Для перемещения центра масс применялось несложное устройство. На левом борту фюзеляжа размещался электромотор от радиоуправления модели (РУМ-2) с небольшим воздушным винтом на оси, укреплявшимся на рычаге шарнирно. При выключении электромотора между рычагом и плоскостью фюзеляжа образовывался угол порядка 20 градусов, а центр масс модели располагался в середине фюзеляжа, со смещением вперед 65 мм. При таком его положении модель совершала поступательное движение вперед. Чтобы она развернулась, включался электромотор. При вращении его по часовой стрелке сила тяги воздушного винта перемещала рычаг в направление к фюзеляжу. Это приводило к смещению центра массы влево и вызывало ее левый по разворот. При вращении электромотора в обратную сторону модель совершала правый разворот. К сожалению, управлять моделью удавалось лишь при скорости ветра не более 5 м/с.В 1963 году мастер спорта СССР из Кронштадта Б. Борисов построил трехкомандную радиоуправляемую модель вертолета с аэродинамическим приводом. Несущий винт этой модели приводился в действие двумя пропеллерами, вращавшимися двумя поршневыми двигателями. Под несущими винтами располагался объемистый фюзеляж, вмещавший систему радиоуправления снабжения шасси. Для управления моделью не несущем винте был применен автомат перекоса.
В 1969 году американец Б. Бупкхем становил первый официально зарегистрированный рекорд США по продолжительности полета радиоуправляемой модели вертолета. Он составил всего 5,56 сек. Однако настоящий спортивный успех подобных аппаратов начался в 1970 году. Когда инженер Д. Шлюттер из ФРГ применил на модели вертолета предельно упрощенный автомат стабилизации системы Белла.
К своему успеху Д. Шлюттер пришел не сразу, а после упорного труда. Первую модель он испытал еще в 1967 году. Модель в основном повторяла схему известного вертолета «Фокке-Ахгелис-61», созданную еще в 1939 году. Это была модель с двумя двухлопастными несущими винтами диаметром 1 метр и самолетным оперением на фюзеляже. Радиоуправление обеспечивало возможность изменения шага обоих несущих винтов одинаково или дифференциально. Модель, полетная масса которой составляла 4750 гр., оказалась явно перегруженной. Из-за этого она поднималась на высоту не более 0,75 м.
В начале 1968 года Д. Шлюттер завершил изготовление радиоуправляемой модели с рулевым хвостовым винтом «Хьюз-269А». Полетная масса модели составляла 4875г. Для улучшения устойчивости в полете законцовки трехлопастного несущего винта диаметром 1,4 м. были утяжелены. Радиоуправление осуществлялось на автомат перекоса, а также на рулевой винт с целью изменения шага. Модель совершала полет продолжительностью до 1 мин. На высоте около 6 м. Она с трудом переходила на режим авторотации и разбивалась во время одной из посадок.
В то же году авиамоделист испытывал еще одну радиоуправляемую модель-копию (вертолет «Сикорский S-58»). Ее полетная масса составляла 4077гр., диаметр четырехлопастного несущего винта равнялся 1,2 м. Радиоуправление было аналогичным предыдущему. С этой моделью в середине сентября 1968 года ее автор выступил на первых международных соревнованиях по радиоуправляемым моделям вертолетов в ФРГ. Микровертолет выполнил два зачетных полета.Получить бонус