Авиамоделизм, сам по себе, достаточно технически сложный вид спорта. И неправильно выбрав первую модель самолета, новичок не только огорчиться, но и значительно облегчит свой кошелек. А данная статья поможет избежать подобного рода ошибок.
Итак, припустим, что у вас средний доход. Почему именно средний? Ибо обеспеченные моделисты пользуются единым правилом – нужно покупать то, что дорого. И 80% из этого будет лучше (в крайнем случае, не сложно купить что-то другое). Малообеспеченным моделистам можно порекомендовать объединится между собой по несколько человек, и приобрести модели, аппаратуру и двигатели в складчину.
Не зависимо от того, имеете ли вы представление о своей будущей модели, есть ли у вас ее чертеж или даже заготовки, или же вы только собираетесь поехать в магазин и решить все на месте, советуем для начала прочесть наши рекомендации, и уже потом браться за дело.
Если заниматься авиамоделизмом на спортивном уровне у вас в планах нет, то и нет потребности в дорогостоящей профессиональной аппаратуре. Поэтому целесообразно остановится на изделиях низкой и средней стоимости.
Итак, недорогую и достаточно надежную аппаратуру производит корейская фирма Hitek. Для моделистов-новичков она изготовляет модели Focus-4 и Focus-6 (число отвечает количеству каналов). У обеих моделей есть минимальный набор функций – триммер и регулятор максимального отклонения руля. Их ориентировочная стоимость составляет 185 $ и 220 $. Кроме того эта фирма выпускает более сложные модели Flash-5, которые оснащены дисплеем и некоторыми дополнительными функциями микширования каналов. Стоимость такой модели составляет около 250 $. Модель Eclipse-7 представляет собой семиканальную аппаратуру с микропроцессором, которая оснащена полным набором сервисных функций и микшированием. Ее приблизительная стоимость около 320 $.
Достаточно хорошую аппаратуру производит японская фирма Futaba. Она считается более престижной и надежной. Но поскольку нас интересует ценовой вопрос, то преимущество у нее небольшое (если имеется вообще). Заметьте, что в комплекте аппаратуры Futaba, как правило, имеется всего одна рулевая машинка, в то время как в комплекте от Hitek их насчитывается от трех до четырех.
Не забываете о том, что «за имя нужно платить», поэтому каждая отдельная деталь от фирмы Futaba будет стоить дороже. Модель Skysport-4 (стоимость около 190 $) аналогична модели Focus-4. Модель Futaba 6XA такая же, как и модель Eclipse-7, только у нее шесть каналов, а стоимость около 390 $.
Поэтому, подводя итог, можно сказать, что в том случае, если вы не планируете покупку сложной экзотической модели, то вам вполне подойдет аппаратура Focus-4 или Skysport-4. Если же кошелек позволяет, то можно приобрести себе и Focus-5 или Futaba 6XA.
Что касается расположения ручки газа на передатчике (справа или слева), то следует выбирать более удобный именно для себя вариант. И следует заметить, что споры между «праворукими» и «леворукими» по-прежнему не стихают, но смотря на предмет споров, все находятся в равных условиях. Кроме того на ваше решение может повлиять инструктор (при его наличии), под которого нужно будет подстраиваться. Радует тот факт, что на любом передатчике можно переставить «трещотку» ручки газа.
Какой же тип модуляции лучший – FM или AM? Ни смотря на то, что многие твердят о большей защищенности FM аппаратуры от помех, значительное количество моделистов на практике не чувствуют никакой разницы. Скорее всего, все зависит от условий конкретной зоны, где модель совершает полеты.
Где лучше покупать аппаратуру? Для начала, можно обзвонить магазины и узнать где дешевле, или же купить подержанную аппаратуру и сэкономить около 100 - 150 $, но это вариант довольно рискованный.
Если же вы остановились на втором варианте, то следует обратить свое внимание на следующее:
Самолет для начинающих моделистов должен соответствовать следующим требованиям:
Наиболее соответствуют изложенным требованиям модели самолетов из гофропластика Trener-40 и Kolt-40 фирмы Aircore с двухтактными двигателями объемом 6,5 - 8,5 см3. При возможности, лучше выбрать мотор 8,5 см3. Обучаясь, вы сможете летать на среднем газу, что позитивно для ресурса двигателя. В дальнейшем двигатель позволит не только летать при сильном ветре, а и исполнять фигуры пилотажа.
Подобную модель из набора, всего за три-четыре дня, может собрать человек, который даже не имеет представления об авиамоделизме. Подобная техника долговечна, у нее довольно приемлемые для новичков летные характеристики, а капитальный ремонт можно провести прямо на аэродроме. Но единственный минус такой техники – это высокая стоимость ее наборов (около 150 $).
Последним временем появился в продаже фирменный гофропластик (поликарбонат и полипропилен). Взяв за образец одну из фирменных моделей, и купив подобный материал, можно изготовить ее самостоятельно. При этом самолет будет стоить не более 50 $, а проведя небольшую модернизацию, можно существенно улучшить внешний вид и летные характеристики аппарата.
Модели Aircore могут вам и не понравится. Однако, следует помнить, что при использовании других моделей самолетов придется нанимать опытного пилота-инструктора. Иначе падение модели (при обучении неизбежно) может привести к серьезным повреждениям.
Если вы решили самостоятельно изготовить модель самолета обычной конструкции, то вам понадобятся несколько советов:
Двигатели можно разделить на отечественные и импортные. Точнее говоря «отечественный», поскольку на данное время назвать реально доступным можно только один МДС, так как прочие встречаются все реже, и их сложнее отремонтировать. Доступность деталей и невысокая стоимость – главное преимущество МДС, а вот нестабильное качество – недостаток. Но если сможете набраться терпения, то сможете выбрать себе неплохой экземпляр. МДС хорошо заводиться руками, и имеет достаточную мощность и ресурс.
Среди импортных наиболее распространенные у нас это Super Tiger (Италия) и OS MAX (Япония). У двигателей Super Tiger как правило, имеются поршни с кольцом (кроме G45 и G61 АВС). Преимущество этих моторов состоит в том, что после выработки и так большого ресурса, достаточно всего лишь заменить кольцо. После такого ремонта время работы составит около 2/3 начального. Кольцо заменить можно и третий раз, но в таком случае ресурс составит не более 1/3 начального. После подобных действий очень снашиваются подшипники, шатун, гильза и сам поршень, поэтому после выработанного третьего кольца необходимо менять мотор. Значительным недостатком таких двигателей является выхлопной патрубок низкой прочности и неудачное крепление топливных жиклеров. Если жиклеры выровнять еще удается (при нагревании), то сваривать алюминиевый патрубок не каждый возьмется. Приобрести новый патрубок достаточно сложно, и скорее всего его придется заказывать, что займет около 6–8 месяцев. Поэтому, покупая мотор лучше сразу заказать два новых поршневых кольца и запасные патрубки.
Следует отметить, что на некоторых итальянских двигателях переходные режимы отрегулировать довольно сложно (при подаче газа заметный незначительный провал оборотов двигателя). Во время обучения это не принесет значительных неудобств, так как в основном такое происходит только на много выработанных образцах. Подобно всем прочим «кольцевым» двигателям, Super Tiger максимальную мощность развивает не сразу. Время его приработки в 1,5 – 2 раза больше, чем для двигателя с «цветной» АВС-парой.
Двигатели OS MAX отличаются высоким качеством изготовления, чудесными характеристиками, большим ресурсом и легким запуском. Но есть один недостаток – большая стоимость, часто в полтора раза превышает стоимость аналогичных двигателей Super Tiger.
Необходимо вспомнить оригинальные двигатели OS MAX-40 и - 46 серии LA (синего цвета). Вращение коленчатого вала у них происходит в подшипнике скольжения. Но их эксплуатация вызывает двоякое впечатление. Достойный уровень запуска и регулировки, а вот ресурс и мощность оставляют желать лучшего. Их стоимость около 80-90 $.
Как и где выбирать двигатель? В первую очередь следует обзвонить магазины и исследовать рынок, поскольку цены на одни и те же двигатели могут в разных магазинах отличатся на 25-30%. Касательно качества, то сейчас «нарваться» на откровенный брак практично невозможно, но экземпляры попадаются и лучше, и хуже. Поэтому за двигателем ехать следует вместе с товарищем, который неплохо в этом разбирается.
При отсутствии такого консультанта, покупая двигатель, обратите внимание на такие параметры:
Покупая двигатель с рук вам не обойтись без опытного консультанта. Дело в том, что у хорошего импортного мотора предел ресурса незначительно меняется, и резко снижается только в конце. Поэтому неопытному моделисту сложно (но возможно) отличить новый двигатель от того, что отработал уже 2/3 своего ресурса. При возможности стоит разобрать мотор и прежде всего, обратить внимание на состояние цилиндра и поршня. Абсолютно недопустимы любые риски и царапины на их рабочих поверхностях. На донышке поршня не должно быть много нагара, а его юбка обязана быть светлого цвета. В противном случае можно сделать вывод о том, что данный двигатель либо часто и много работал, либо для него использовалось некачественное топливо.
Кроме того, должен вызвать вопросы потемневший поршень з чистым донышком (видимо, нагар счищен перед продажей). При отсутствии перечисленных недостатков, можно собрать мотор и смазать его детали топливом. Затем заливают несколько капель топлива в диффузор и выхлопное окно. Если дальнейшая проверка компрессии даст хороший результат, и при вращении вала нету заеданий (в новых моторах OS MAX может немного «прикусывать» пара вверху), то вы скорее попали на нормальный двигатель.
Обычно, подобная проверка имеет поверхностный характер. Но при покупке нереально найти прочих скрытых дефектов (которые, кстати, встречаются крайне редко). В случае если невозможно разобрать двигатель (чаще всего так и бывает), то следует снять хотя бы глушитель и промыть топливом цилиндр. Тогда можно будет осмотреть через выхлопное окно часть поршня и оценить состояние пары. Промывка цилиндра абсолютно обязательна, поскольку при помощи густой смазки создается хорошая видимость компрессии даже в «севшем» двигателе.
О проведении обкатки, писалось уже предостаточно, но всегда следует в первую очередь ознакомиться с инструкцией производителя по поводу обкатки мотора. Хочется обратить внимание на одну вещь. Многие начинают обкатывать двигатель в гараже или сарае. Спустя немного времени после запуска двигателя воздух в помещении становится похожим на Сахару во время пещной бури. Можно ли вообще говорить про ресурс двигателя после этого?
На время первых полетов для двигателя объемом 4-4,5 см3 рекомендуется использовать капроновые винты «Термик» 220х125, для 6,5-7,5 см3 - 250х150, для 10 см3 - 295х160. Для двигателя объемом 8,5 см3 хорошим вариантом будет винт 295х160, по диаметру обрезанный до 275-280 мм. Главными преимуществами винтов «Термик» является их стоимость (около 30 рублей) и хорошая стойкость к ударам. После того, как пропеллеры уже не будут расходным материалом, можно переходить на детали фирм APC, Master, Graupner. Зависимо от материала и размера их стоимость составляет 4-7 $.
Кстати, последним временем в магазинах и с рук можно купить прекрасные углепластиковые копии винтов АРС. В случае, если это еще и копии доработанных винтов, то лучшего просто невозможно и желать. Их стоимость колеблется около 90-200 рублей.
Топливные смеси могут быть с касторовым и синтетическим маслом, с нитрометаном и без него. Если у вас не четирехтактник или OS MAX-140, то нет смысла использовать синтетику с нитрометаном (стоимость такого топлива может составлять близко 6 $ литр). Стоимость обычного топлива: с рук 30-35 рублей літр, в магазинах 40-50. Кроме того можно повстречать самодельное топливо с синтетики. Те, кто предлагают его, утверждают, что используют особое микродвигательное масло. Тем не менее по запаху и виду выхлопных газов, это похоже на вертолетную трансмиссионку (впрочем, никто химанализ не проводил). Но во всяком случае беды такое топливо не принесет.
Идеальным будет вариант изготовления или покупки стартового ящика вмести со всем оборудованием. В него должны входить:
Предлагаемый набор оборудования может вам обойтись около 162-220 $ (но здесь еще не учтена стоимость стартового ящика). Не смотря на это все же можно сэкономить, сменив аккумулятор на мотоциклетный (12 V). Зарядное устройство можно использовать и автомобильное. При этом его и самому сделать нетрудно, используя выпрямитель, выходное напряжение которого менее 13 V и ток 1 А. Длину ограничивающего резистора из нихромовой проволоки (спираль для плитки, паяльника) нужно подобрать таким образом, чтобы ток заряда не был больше 0,1 значения емкости аккумулятора.
Можете применить выпрямитель и с меньшим выходным током (соответственно подбирайте длину нихромовой проволоки). Но при этом, время зарядки будет расти.
Пример 1: имеется аккумулятор 9 Аh и выпрямитель 13-15 V на 1 А. Ток заряда 0,9 А подбирается за счет сопротивления, при этом время зарядки составит 8-10 часов.
Пример 2: имеется тот же аккумулятор и выпрямитель 13-15 V на 0,5 А. В этом случае нужно будет ограничить ток заряда к 0,45 А, причем время зарядки будет 16-20 часов.
Если не планируете применять стартер и аккумулятор на 12 V, то для накала свечи можно использовать цангу со встроенным аккумулятором и с зарядным устройством.
Иной вариант - возьмите простую прищепку или цангу, и купите на радио-рынке аккумулятор. Для подобной цели подойдет никель-кадмиевый аккумулятор 1,2 V на 6-9 Аh, как правило, используется пара. При этом, если аккумуляторы заряжены нужно включать их параллельно, а если полуразряжены, то последовательно.
Получить бонус