Дитер Шлютер (Dieter Schlüter) за образованием был немецким инженером, за призванием - моделистом, которым властвовала идея создания летающей модели радиоуправляемого вертолета. Препятствия на сложном пути достижения назначенной цели начинались со стараний воссоздать на модели механизм ротора реальных вертолетов. Но подобный механизм не давал ожидаемых результатов. Модели были способны, в лучшем случае, на мелкие подскакивания и, кроме того, плохо управлялись
Модель обладала деревянным полукопийным фюзеляжем вертолета Sikorskiy S58. Самый мощный на тот период времени двигатель Super Tiger 61 приводился в движение четырехлопастным ротором. Автор впервые разработал все узлы модели – ротор, редуктор, систему охлаждения мотора, центробежную муфту. Большое количество элементов конструкции и на сегодняшнее время применяются в модельных вертолетах.
Шлютер также предусмотрел систему стабилизации модели при помощи гироскопа, но она не была эффективной по причине низкокачественной аппаратуры управления. Пользуясь своим предыдущим опытом, Шлютер смог добиться значительного успеха в последующей разработке. В новой модели Huey Cobra им применен механизм двухлопастного ротора, в котором было циклическое изменение угла лопастей и стабилизирующая штанга с лопатками.
Такая схема головки главного ротора была сформирована Шлютером в результате ряда пробных подлетов и экспериментов. В основу действующего, хорошо управляемого ротора было положено карданную головку со сквозной поперечной штангой, на которую закреплялись управляющие лопатки. Такая схема получила название Beii-Hilier.
Спустя десятки лет ни одной фирмой в устройстве главного ротора ничего принципиально не было изменено – его основой осталась та же схема со сквозной поперечной штангой с регулирующими лопатками. Уже в 1970 году в апреле месяце управляемой Шлютером моделью вертолета Huey Cobra, был выполнен полноценный настоящий круговой полет, который продлился целых 10 минут. Этот прорыв вызвал настоящий фурор в сфере моделизма. После этого последовали и другие успехи в виде, например, официального рекорда мира, который заключался в полете по замкнутому кругу дальностью 11,5 км, на протяжении 28 минут.
Для обеспечения безопасности при взлете и посадке модели, на ней были оборудованы увеличенные стойки шасси.
Воодушевленным успехом, Шлютером было произведено первые 50, а затем и 100 комплектов для сборки сенсационной модели Huey Cobra. При этом, ища партнеров для выпуска и реализации моделей, Шлютер начал вести переговоры с компанией Graupner, но она отказалась от такого предложения и назвала производство модельных вертолетов неперспективным делом.
Ни смотря на это, вторая по размеру в Германии того времени компания Schuco-Hegi подписала договоренность о серийном производстве модельного вертолета Huey Cobra, который и был представлен как мировое новшество на Нюрнбергской ярмарке.
Конструкция этой модели являлась открытой несущей механикой, которая включала в себя две параллельно соединенные металлические пластины-боковины с закрепленными на них двигателем, одноступенчатым редуктором и легкосъемной хвостовой балкой из дюралевой трубы, на которой спереди была закреплена маленькая кабинка-обтекатель. Такой революционный механизм сборки летательного модельного вертолета («тренера») по сегодняшний день остался без изменений. Но что касается устройства головки основного ротора, то оно было таким же, как и у Huey-Cobra (управление моделью за счет числа оборотов). В основном вид Heli-Baby стал уже привычным для современных моделистов. Модель стала легкой, простой в обслуживании, а поврежденные при падении детали можно было легко заменить новыми. Механика Heli-Baby легко устанавливалась внутрь пластикового корпуса Hughes 500, производимого фирмой Шлютера.
На Нюрнбергской ярмарке 1976 года было представлено очередную модель Super Heli-Baby, в которой был изменен шаг лопастей в главном роторе, и она позволяла осуществление перевернутого полета и фигур высшего пилотажа, что в корне поменяло взгляды на модель вертолета.
Также значительный вклад в формирование вертолетного моделизма был внесен немецким инженером Эвальдом Хаймом, который разработал легко монтируемый в корпусе модели механический компактный блок. В механизме Хайма включен двухступенчатый редуктор, в котором для уменьшения размеров у одной из шестерен имеется внутреннее зацепление. Устройство головки основного ротора было продумано довольно хорошо, поэтому обладает отличными качествами не только в висячем режиме, но и в прямом полете.
С развитием электроники, Хаймом была применена схема электросмещения 120 градусов Trilink system на управление шайбой перекоса. В данном механизме шайба перекоса была напрямую соединена с тремя рулевыми машинками при помощи тяг, а благодаря компьютеру передатчика управлялась синхронность их движения. Со временем, подобную систему сочли перспективной и в большей части современных моделей иметься способ управления шайбой перекоса ССРМ.
Вскоре подобные модели выпускались по лицензии в Америке (Miniature Airсraft) и Японии, что привело к распространению вертолетного моделизма во всем мире. Фирмами-производителями систем управления вскоре начали выпускаться особые гироскопы и аппаратура с особыми для вертолетов функциями. В 1986 году Шлютер принял решение продать фирме Robbe свое производство, а сам начал консультировать создание винтокрылых моделей. Этот восьмилетний контракт запрещал Шлютеру сотрудничество с прочими модельными фирмами и производство моделей вертолетов.
Наиболее известными и удачными моделями Дитера Шлютера были: Champion, Superior, Junior 50, HeliBoy. Heli-Baby. Американская фирма Miniature Airсraft начала создание вертолета X-Cell по эскизам Шлютера. Книгу Д. Шлютера «Радиоуправляемый вертолет» (Hubschrauber ferngesteuert) издавали на многих языках, и немало раз переиздавали с внесенными дополнениями.
Подобную механику, называемую Original Graupner-Heim Mechanik, продавала фирма Graupner. Это была самая распространенная вертолетная механика в Европе. На основе механической схемы ротора Хайма многие фирмы, в том числе и немецкие (Mikado, Vario Helikopter), начали производство своих механизмов и вертолетов. Исторически так сложилось, что Германия в свое время была законодателем моды и главным центром вертолетного моделизма, где проводилось большинство соревнований, таких как Vario Cup, Graupner Cup, Robbe-Schluter Cup и т.п.
Вертолетный моделизм Японии в авиамодельном мире занимает одно из ведущих мест. Вероятно, основная причина подобной массовости это недостаточное количество мест для площадок большого размера, которые необходимы для взлета-посадки простых авиамоделей. Необходимо заметить, что полагаясь на данные за 2000 год, для всего японского населения (примерно 70 млн.) действует около 200-300 магазинов, которые специализируются лишь продажей и обслуживанием модельных вертолетов. За месячный период времени сбывается примерно 5000 (пяти тысяч!!!) подобных моделей. Японские фирмы TSK, JR, Kyosho, Hirobo во всем мире известны своей продукцией.
Модель вертолета Heli Baby с открытой несущей механикой. На вертолете устанавливался двигатель объемом 6,5 см. куб., привод хвостового ротора непосредственно от мотора, осуществлялся посредством плоского ремня. |
Реконструированная модель вертолета Heli Baby Фото |
Головка ротора модели Heli Baby |
Головка ротора модели Super Heli-Baby с изменяемым шагом лопастей Фото Frank Heidemann |
Модель вертолета Schlüter Champion с двигателем 10 куб.см. |
Фюзеляжная механика Евальда Хайма |
Получить бонус