Для выполнения своих первых полетов Отто вместе з братом построил летательный аппарат, для изготовления рамы и крыла которого было использовано ивовое дерево, а для обтягивания применялась пропитанная воском хлопчатобумажная ткань. Размах крыла планера составлял 6,6 м, площадью 14 м2, хорда крыла – 2,5 м. Свои попытки Лилиенталь начинал со статических испытаний стоя против ветра, позже опробовал прыжки с трамплина в собственном саду. А уже летом 1891 года Отто начал искать подходящий «аэродром», которым послужило поле рядом с Мюленберг Дервитц, где и было начато полеты, длина которых составляла вплоть до 25 м.
Лилиенталем был проанализирован каждый его полет, вследствие чего конструкция планера последовательно совершенствовалась. Например, добавив и увеличив площадь хвостового оперения, Отто добился улучшения стабильности аппарата. Во время размышлений над тем, как возможно увеличить несущую площадь крыла, при том, что прочность конструкции остается ограниченной, ему удалось построить первый биплан, путем размещения второй пары крыл поверх первой.
Не смотря на то, что строение птичьих крыл уже ранее изучалось другими исследователями, братьями Лилиенталь были впервые созданы точные измерения и описаны основы принципа парения птиц. Наработки немецких коллег были оценены самими Братьями Райт, а расчетные таблицы названы лучшими на протяжении двух последующих десятилетий. Благодаря своей поэтапной работе («От шага к прыжку, от прыжка к полету») братьям все же удалось выполнить свой первый успешный планирующий полет.
После публикации своей книги, Лилиенталь считал имеющуюся теоретическую базу полностью достаточной для перехода к практическому испытанию полета. Его брат, Гюстав, в этом процессе уже не участвовал, вследствие чего имя Отто Лилиенталя исключительно связано и с первым полетом человека, хотя в технической подготовке брат все же брал участие.