Каталог
Оформити замовлення

История авиации

/upload/uf/eb6/obzor_stati.png

Он был первым- Отто Лилиенталь

Карл Вильгельм Отто Лилиенталь (23 мая 1848 г.) родом из немецкого городка Анклам, земли Поммерн, знаком миру как пионер воздухоплавания. Считается, что Отто Лилиенталь абсолютно первый человек, не только совершивший, но и многократно повторивший первый, в мире планирующий полет, тем самим свершивший прорыв в области воздухоплавания, взяв за основу принцип полета тела, тяжелее воздуха. Благодаря его экспериментальным наработкам, человечество пользуется актуальными до сих пор физическими принципами в построении несущей плоскости. Процесс изготовления в его лаборатории классического планера представляет собой первое серийное производство летательного аппарата. С самого начала, принцип полета Лилиенталя являлся полетным принципом нынешнего дельтаплана. На основе его исследований, братьями Райт был создан первый летающий самолет с мотором.

В течение 1867 - 1868 годов братьями Лилиенталь был создан экспериментальный аппарат, который имитировал взмах крыла. Тем не менее, самыми важными экспериментами стали следующие исследования, в ходе которых изучалось дугообразное крыло в потоке воздуха без взмахов, а также выбор правильного центра тяжести в летательном аппарате. На то время, зависимость между потоком воздуха и подъемной силой крыла физика, по сути, еще точно не сформулировала, поэтому, проводя все исследования, опираться можно было лишь на эксперименты.

На основе этих работ Отто решил отказаться от имитации машущего полета птиц и сконцентрировался на осуществлении принципа парящего полета.

Старшим среди восьми

Отто был самим старшим среди восьми детей в семье Каролины и Гюстава Лилиенталей. Невзирая на смерть отца, мать смогла собственными силами обеспечить детям образование. Отто с 1856 года учился в гимназии в родном городе Анклам, где занимался изучением полета птиц и совершал свои первые эксперименты полетов. Братья Лилиенталь строили и запускали свои модели подальше от глаз своих товарищей, дабы избежать их насмешек. На протяжении всей жизни Отто был сильно связан с двумя своими братьями, благодаря массе своих изобретений и проектов.

С 1864 года Отто начал посещение провинциального ремесленного училища в Потсдаме и, спустя всего два года, был направлен проходить практику на машиностроительный завод. С ноября 1867 года Лилиенталь стал студентом промышленной академии, вскоре преобразованной в технический университет Шарлоттенбург, где получает стипендию, и одобрение своих летнотехнических амбиций от преподавателей университета.

Рисунок из книги Отто Лииенталя «Полет птиц как основа искусства полета»

В 1889 году была издана книга Отто Лилиенталя под названием «Полет птиц как основа искусства полета». На сегодняшний день ее считают самым значимым изданием по летнотехнике в девятнадцатом веке. Заметно, что современники не придали книге особого внимания, так как научно-технический прогресс того времени был направлен общественностью на принцип «полета легче воздуха», и на развитие дирижаблей по типу воздушного шара. Лилиенталь же посчитал подобный путь ошибочным, утверждая: «Совершение человеком планирующего полета вполне возможно, так как это требует всего лишь правильного управления, осуществить которое можно используя физическую силу человека».

Братьями Лилиенталь был сделан вывод о том, что собственно форма крыла играет довольно большое значение. Ими было установлено, что дугообразный выпуклый профиль крыла обеспечивает более значительную подъемную силу, нежели крыло с плоским профилем, и в дальнейшем в развитии авиации этот факт отыграл очень важную роль.

Для выполнения своих первых полетов Отто вместе з братом построил летательный аппарат, для изготовления рамы и крыла которого было использовано ивовое дерево, а для обтягивания применялась пропитанная воском хлопчатобумажная ткань. Размах крыла планера составлял 6,6 м, площадью 14 м2, хорда крыла – 2,5 м. Свои попытки Лилиенталь начинал со статических испытаний стоя против ветра, позже опробовал прыжки с трамплина в собственном саду. А уже летом 1891 года Отто начал искать подходящий «аэродром», которым послужило поле рядом с Мюленберг Дервитц, где и было начато полеты, длина которых составляла вплоть до 25 м.

Лилиенталем был проанализирован каждый его полет, вследствие чего конструкция планера последовательно совершенствовалась. Например, добавив и увеличив площадь хвостового оперения, Отто добился улучшения стабильности аппарата. Во время размышлений над тем, как возможно увеличить несущую площадь крыла, при том, что прочность конструкции остается ограниченной, ему удалось построить первый биплан, путем размещения второй пары крыл поверх первой.

Впервые созданы точные измерения

Не смотря на то, что строение птичьих крыл уже ранее изучалось другими исследователями, братьями Лилиенталь были впервые созданы точные измерения и описаны основы принципа парения птиц. Наработки немецких коллег были оценены самими Братьями Райт, а расчетные таблицы названы лучшими на протяжении двух последующих десятилетий. Благодаря своей поэтапной работе («От шага к прыжку, от прыжка к полету») братьям все же удалось выполнить свой первый успешный планирующий полет.

После публикации своей книги, Лилиенталь считал имеющуюся теоретическую базу полностью достаточной для перехода к практическому испытанию полета. Его брат, Гюстав, в этом процессе уже не участвовал, вследствие чего имя Отто Лилиенталя исключительно связано и с первым полетом человека, хотя в технической подготовке брат все же брал участие.

Берлин 29 июня 1895 года - Полет Лииенталя с горы Флигеберг. Фото Otto Lilienthal Museum

Начиная с 1893 года, почти все возвышенности окрестностей Берлина были использованы как стартовые площадки для воздухоплавания. Этот этап испытаний мог похвастаться полетами, длина которых достигала уже 250 м! В следующем году Лилиенталем было организовано сооружение насыпного искусственного холма в Берлин-Лихтенфельде, высота которого составляла 15 м. Вскоре его стали называть «Fliegeberg» (полетная гора). Смелому пилоту, набравшемуся опыта, во время безветренной погоды с легкостью удавалось пролетать в парении с горы дистанцию около 100 м, а при ветре можно было подняться даже выше точки старта. Лилиенталь описал свои ощущения от полета так: «Во время такого парения не требуется никакая затрата энергии, а управлять аппаратом можно только перемещая центр тяжести. При полете с холма доставляется большое удовольствие, которое одинаково поучительно, приятно и даже освежающе для любого человека будь он специалистом или просто любителем. Ни в одном из видов спорта на открытом воздухе, не требуется такая ловкость и упражнение всего тела, не развивается острота всех чувств, присутствие духа и мужество».

Хотя нельзя утверждать столь однозначно, так как первыми пилотируемыми летательными аппаратами в виде воздушного змея, которые действовали по принципу «тяжелее воздуха» были еще 2000 лет назад в Китае, но, к сожалению, о свободных и управляемых полетах тех времен неизвестно ничего. Кроме того, от англичанина Джоржа Кейли. отца аэродинамики, прозвучало утверждение о том, что в 1852 году он поднял в воздух человека на летательном аппарате, который спроектировал самостоятельно, и совершил на нем свободный полет, но документального подтверждения подобного факта не было. Еще одну очень известную, но долго недооцененную попытку полета совершил в 1811 году немец Альбрехт Людвиг Берблингер. Известно много других рассказов о попытках совершения полетов, но они не получили дальнейшего развития, поскольку никакого подтверждения не имели.


Отто Лилиенталь во всем мире славится как «первый летчик всего человечества».

На протяжении всей своей жизни Лилиенталь соорудил около 20-ти разных летательных аппаратов, в том числе и с машущими крыльями и выполнил около 2000 полетов. За время всех этих полетов случилась лишь одна авария, которая обошлась небольшой травмой. В 1894 году начал серийно производиться один из подобных планеров, называемый «Flying machine», после чего полеты стали доступными и для прочих пилотов.

С 1895 года у талантливого немца уже была возможность летать на двух разных бипланах, размах крыльев которых около 5,5 - 7 м, а их площадь 25 м2. А еще в 1893 году Отто даже сконструировал привод на углекислом газе для «взмаха крыльев».

9 августа 1896 планер под управлением Лилиенталя из-за сильного порыва ветра упал с высоты 15 м, вследствие чего пилот получил тяжелые травмы, не совместимые с жизнью, и 10 августа 1986 года Отто умер.

Многие изобретатели даже после смерти талантливого конструктора продолжали трудиться по его методике. Самые важные направления в развитии управляемого полета аппаратов «тяжелее воздуха» далее исследуются Октавом Шанютом, Луи Блериомом и братьями Райт, которым все же удалось в 1903 году выполнить настоящий полет на своем моторном самолете.

Это были первые в мире

СМИ Германии и всего мира писали о полетах Отто Лилиенталя, научные и популярные издания многих стран публиковали сенсационные фотографии. Ведь это были первые в мире парящие управляемые полноценные полеты человека на аппарате тяжелее воздуха.

Своими достижениями исследователь делился с научной общественностью, первым делом с немецким «Обществом Развития Воздухоплавания», его статьи были опубликованы в научном еженедельнике «Прометей», а также в «Журнале о воздухоплавании и физике атмосферы». Переведенные труды Лилиенталя были опубликованы во Франции, США и России, где другие исследователи, основываясь на них, развивали летную науку. Николай Жуковский, русский ученый, после посещения Отто Лииенталя, был ознакомилен с его полетами и для своих исследований приобрел у него планер «Flying machine».

Первый в мире серийно производимый летательный аппарат «Flying machine».

Первый в мире серийно производимый летательный аппарат «Flying machine». Размах крыла планера 6-7 м, вес 20 кг, управлялся изменением центра тяжести путем перемещения пилота (по принципу современного дельтаплана). Для удобства транспортировки крылья аппарата складывались.
Большая доля наследия изобретателя сегодня находится в Германии в «Музее Отто Лилиенталя» и в «Немецком Музее». Сохранившиеся в оригинале летательные аппараты, находятся в технических Музеях в Мюнхене, Вене, Лондоне и Вашингтоне. Но лишь «Музей Отто Лилиенталя» в немецком городе Анкламе, может похвастаться полной коллекцией его экспериментальных конструкций и летательных аппаратов, а также рассказать много любопытного о достижениях и жизни многосторонне одаренного изобретателя.

Архивное фото одного из полетов Отто Лииенталя

Биплан, сконструированный Лииенталем Фото Deutsche Technikmuseum Berlin

Памятник первому в мире пилоту-исследователю Отто Лииенталю в Берлине на горе Флигерберг


Автор: Виктор Ходеев, журнал "МОДЕЛІСТ"

Получить бонус

Персональный бонус
за регистрацию

получить