Каталог
Оформити замовлення

Авиамодельный мотор МК-12В

/upload/uf/eb6/obzor_stati.png

Компрессионный двигатель МК-12В стал эпохальным для моделизма периода СССР. Он был одним из первых двигателей с объемом 2,5 см3, которые массово производились. В период 60-70-х годов его можно было приобрести (правда, при большом везении) в магазинах «Юный техник», «Учтехприбор» или заказать из каталога «Посылторг», кроме того, мотор поставляли во все станции юных техников через систему ДОСААФ.


Тенденция увлечения

Среди ряда моделистов на сегодняшний день наблюдается тенденция увлечения собиранием модельных двигателей минувших лет. К большому сожалению, образцы, которые ими приобретены, сбываются за рубеж или хранятся в плохом нереставрированном состоянии, или наугад укомплектованы сборными из других двигателей деталями. А ведь коллекционный мотор ценится именно за полную сохранность его деталей и внешнего вида. Быть может, эта статья послужит для нового поколения моделистов неким путеводителем по технике минувших лет и сможет помочь кому-то восстановить моторчик МК-12В.

Первые моторы МК-12В начали изготавливаться в СССР в конце 50-х годов. Он был очень конструктивно похож на австрийский двигатель фирмы Webra Mach 1. По-видимому, конструкторы ЦСТКАМ решили не тратить сил для особых изысканий, и взять в качестве прототипа готовый рабочий образец двигателя, который на то время был популярен в Европе. Результатом этого стала практически копия двигателя Webra.


Он был моим первым двигателем!

Лично я к этому двигателю отношусь с особым трепетом. Он был моим первым двигателем! По сегодня помню то радостное чувство, охватывающее меня, когда я бежал за посылкой на почту, не смотря на то, что это было уже более чем тридцать лет назад. Также помню хлопоты при изготовлении бачка, пропеллера, моторамы, поиски эфира и керосина для топлива. От вспышек мотора при запуске, запаха выхлопа и топлива я был просто счастлив и вдохновлен на творчество.

За весь период производства мотора МК-12В, чтобы упростить технологию изготовления, были выпущены несколько его модификаций, что сказалось на ухудшении качества двигателя, особенно в последних выпусках. У самых первых МК 12-В был составной картер черного цвета с задней крышкой и отъемным носком, имелся оребренный цилиндр бочкообразной формы с красным анодированием. Еще эти двигатели были оснащены текстолитовыми дисковыми золотниками как у Webra. Последующие моторы были с увеличенной площадью оребрения рубашки, которая стала иметь характерную конусообразную форму, жиклер был усилен.

У двигателей последних выпусков имелось конусообразное оребрение цилиндра и цельный картер, анодирование деталей уже не выполнялось, оставался белый (алюминиевый) цвет, качество изготовления стало значительно хуже. Разные модификации моторов отличались лишь за своим внешним видом, конструкция карбюратора, поршневой группы и коленвала была аналогичной.

История

Мотор МК-12В в больших количествах выпускался на московском авиационно-ремонтном заводе. В период с 1959 по1990 год этот завод выпустил больше миллиона микродвигателей: Тайфун, ЦСТКАМ-2,5Д, МАРЗ-2,5, и большая их часть были МК-12В.

У первых серийных моторов имелся довольно легкий литой картер, у которого был отъемный носок и задняя крышка. Детали эти делали анодированными в черный цвет. Из стали вытачивался цилиндр, на резьбе ввинченный в картер, а поверх него, также на резьбе, накручена алюминиевая рубашка охлаждения. Отличительная черта этих двигателей заключалась в красной анодировке опорной шайбы винта и рубашки охлаждения, что придавало им особого «нарядного» вида. Внешняя обработка деталей была не очень хорошего качества – заусенцы, не снятые фаски, грубое литье. Тогдашняя экономика СССР не позволяла уделять много внимания качеству такой продукции.

Коленвал двигателя вращался в двух шарикоподшипниках и был соединен с чугунным поршнем при помощи алюминиевого шатуна. У поршня верхняя часть была конусообразной формы, соответствующая форма с обратной конусностью была и у контрпоршня. Смесь пускалась сквозь дисковый золотник, вращающийся на задней стенке картера. В состав карбюратора входил жиклер и регулировочная игла, зафиксированная при помощи прижимной пружинки «трещотки» во избежание нежелательного вращения.

Технические характеристики компрессионного двигателя МК-12В

  • Объем - 2,46 см3
  • Обороты - 15000 об/мин
  • Диаметр цилиндра - 15,5 мм
  • Мощность - 0,191 кВт
  • Ход поршня - 13 мм
  • Вес - 130 г

Общая конструкция мотора

У Моторов МК-12В в основном было вполне хорошее качество, они были работоспособными, и могли «выдавать» соответствующие мощностные характеристики заложенные в них. Как топливо использовалась смесь: эфира- 33%, масла МС20- 17%, касторового масла - 17%, керосина- 33%.

Двигатели МК-12В продавались в картонных коробочках, в их комплект входила инструкция и специальный ключ для откручивания цилиндра и гайки крепления пропеллера, кусочек хлорвиниловой топливной трубочки, винты и гайки М3 для крепления, стоимость его составляла 8 рублей. Двигатель с успехом применялся в кордовых свободнолетающих авиамоделях, аэромобилях и пр. Без сомнений МК12-В был двигателем сотен современных моделистов, предоставив им возможность стать частью технического творчества.

Двигатель Webra Mach1 (Австрия), ставший прототипом советского мотора МК-12В

Устройство двигателя МК-12В первых выпусков

Компрессионный микродвигатель МК-12В последующих выпусков. Оребрение цилиндра моторов второй модификации, картер белый , без отъемного носка

Микродвигатель МК-12В последних выпусков (неукомплектованный образец). На смену этому мотору пришел МАРЗ 2,5

«Привет» из прошлого. Микродвигатель МК-12В выпуска 1970 года с оригинальной упаковкой, принадлежностями и деталями, прекрасный образец коллекционного мотора

МК-12В


Автор: Виктор Ходеев, журнал "МОДЕЛІСТ"

Получить бонус

Персональный бонус
за регистрацию

получить