Каталог
Оформити замовлення

Настройка и обкатка ДВС радиоуправляемой модели

/upload/uf/eb6/obzor_stati.png

В этой статье специалистами RC-Hobby изложены самые главные принципы запуска, настройки и обкатки ДВС. Но прежде всего, вам следует руководиться прилагаемой к вашей модели инструкцией производителя.

Перед запуском радиоуправляемой (р/у) модели следует:

  • Набраться терпения и обязательно запланировать первый день для изучения принципов запуска и работы р/у модели, ее обкатки и настройки. Не стоит приравнивать модели с ДВС к обычным игрушечным р/у машинкам. Во-первых, р/у модель с ДВС это хобби, которое требует определенных знаний и навыков, а также интереса к технике. Во-вторых, она представляет собой спортивную автомодель, способную отменно разъезжать в довольно жестких условиях. Такое увлечение требует от моделиста достаточного понимания принципов работы, устройства его модели, и ее обслуживания. Но, не смотря на это, механизм модели с ДВС, ее настройка и обкатка не представляет собой ничего сложного... с этим вполне может разобраться и 14-летний ребенок. Если вы сумели обкатать двигатель в течение 1 часа, то это еще не значит, что нужно спешить гонять моделью в первый же день, доводя ее двигатель до предельных оборотов. При высокой скорости и мощности к таким моделям требуются определенные навыки в управлении.
  • Внимательно прочтите прилагаемую к вашей модели инструкцию.
  • Обязательно нужно проверить крепление и затяжку винтов во всех основных узлах, поскольку они могут ослабнуть во время транспортировки. Первым делом нужно проверить винты крепежа радиатора, винт крепежа колокола сцепления и винты крепежа выхлопной трубы.
  • Для начала найдите, где на вашей модели находится карбюратор, дроссельная заслонка и все регулировочные винты (упорный винт регулировки холостого хода, иглы низких и высоких оборотов). Дроссельная заслонка будет видна лишь при снятии воздушного фильтра вместе с патрубком.
  • Разберитесь с функциями и принципом работы карбюратора, ведь от его настройки зависит вся работа двигателя. Самое меньшее, что вам необходимо знать:
    • принцип работы двигателя достаточно прост – возникающая в камере сгорания энергия, при воспламенении топливно-воздушной смеси, толкает поршень. Чтобы двигатель работал, необходимо только две составляющих - свеча накала и топливно-воздушная смесь, которую она воспламеняет. Безусловно, имеются и прочие факторы, которые обеспечивают работу двигателя, такие как компоненты топлива, компрессия и т.п., но они отвечают за качество его работы, а для запуска двигателя достаточно обеспечить подачу топливной смеси и качественный накал свечи.
    • функция карбюратора – смешивание топлива с воздухом и подача в камеру сгорания полученной топливно-воздушной смеси. Специалисты rc-hobbу.com.ua утверждают, что работа двигателя зависит от соотношения топлива и воздуха (кислорода) в смеси, которое регулируется при помощи игл высоких и низких оборотов. Объем смеси, которая подается в двигатель, регулируется дросселем, который открывает и прикрывает карбюратор, определяя тем самым обороты двигателя.
    • функция иглы высоких оборотов - определение в топливно-воздушной смеси части топлива. При поворачивании иглы по часовой стрелке, уменьшается доля топлива (смесь обедняется) - растет воспламеняемость смеси и температура двигателя за счет роста доли кислорода; при поворачивании иглы против часовой стрелки, увеличивается доля топлива (смесь обогащается) - снижается воспламеняемость и температура двигателя за счет снижения доли кислорода.
    • функция иглы низких оборотов - дополнительное ограничение на малых оборотах двигателя части топлива в топливно-воздушной смеси. Обычно, эта игла остается в заводском положении и необходимость ее регулировки отсутствует. Поворачивая иглу по часовой стрелке – часть топлива уменьшается, против часовой стрелки - часть топлива увеличивается (лишь в пределах холостой ход - средние обороты).
    • упорный винт регулировки холостого хода - устанавливает наименьший зазор закрывания карбюратора при нажатии на тормоз и при холостых оборотах. В сущности, этот винт не позволяет дроссельной заслонке закрыться полностью (она в него упирается), а двигателю - заглохнуть. При повороте винта по часовой стрелке - увеличивается минимальный зазор, а против - уменьшается.
  • Перед тем, как впервые запустить двигатель, ни в коем случае не меняйте заводских настроек карбюратора. Это можно сделать, только если вы уверенны, что они не соответствуют указанному производителем режиму обкатки. Стоит помнить, что режим обкатки (заводские настройки) представляет собой базовую настройку двигателя, к которой всегда можно вернуться, и она обеспечивает самую безопасную работу двигателя. При максимально обогащенной топливной смеси двигатель хоть и не развивает полной мощности, но зато лучше охлаждается и смазывается. Именно поэтому на новом двигателе в этом режиме необходимо отработать хотя бы один бак. Кроме того, такой режим характеризуется склонностью двигателя к переливу, т.е. по причине значительной части топлива в топливно-воздушной смеси, она полностью не успевает сгореть, в результате чего двигатель глохнет.
  • Необходимо хорошо зарядить накал свечи и проверить ее, выкрутив из двигателя, подсоединив к накалу свечи и убедится, что спираль накаляется.
  • Зарядить аккумуляторы пульта управления и шасси.
  • Заправить топливо.
  • Не забудьте приготовить инфракрасный термометр. Это не обязательно, но если навыки работы с ДВС отсутствуют, то крайне рекомендовано. С его помощью вы сможете быстро и легко снимать с двигателя температуру, контролируя тем самым верность своих настроек. Таким способом легче будет понять, как именно корректировать настройки, поскольку основным показателем точности настроек является температура работы двигателя.

Запуск двигателя р/у модели

  • Запускать двигатель, тем более необкатанный, рекомендовано при его температуре около 22°C. При более низкой температуре воздуха, перед запуском следует подержать шасси в теплом помещении.
  • Сначала нужно включить пульт управления, а затем шасси. Не забудьте проверить связь пульта с моделью путем нажатия на курок газа и поворотом рулевого колеса, при этом рычаги рулевого управления и дроссельной заслонки должны реагировать.
  • Обязательно нужно подкачать в карбюратор топлива:
    • или при помощи специальной помпы на топливном баке (если она есть)
    • или закрыв выхлопную трубу, дернуть пул-стартер несколько раз (или запустить рото-стартер) до того времени, пока топливо не поступит в карбюратор по топливопроводу. Очень важно не перестараться, поскольку излишки топлива осложнят запуск двигателя.
  • Надо убедиться, не ограничивает ли триммер газа на пульте управления нейтрального положения дроссельной заслонки, так как ее должен ограничивать только соответствующий упорный винт карбюратора. Это можно без проблем проверить, нажимая на тормоз, при этом тяга дроссельной заслонки должна оставаться на месте, а тормоз в ее нейтральном положении не задействуется, т.е. он должен включаться только при соответственном положении рычага газа/тормоза. Кроме того, надо ориентироваться на приведенную в инструкции к вашей модели схему качалки и рычагов газа/тормоза в нейтральном положении.
    1. Подключив накал к свече, удостоверьтесь, что контакт хороший. При наличии на вашем накаливателе индикатора исправности свечи, обратите внимание, показывает ли он положительное значение.
    2. Теперь запускайте двигатель при помощи пул-стартера (или рото-стартера). Не пугайтесь, если двигатель не запускаться с первого раза, ведь это вполне нормальное явление для необкатанного двигателя, следует сделать несколько попыток.
    Если не удается запустить двигатель:
    • Перед запуском следует приоткрыть дроссельную заслонку. Для начала, на пульте управления триммер газа надо повернуть так, чтобы немного отодвинулась тяга дроссельной заслонки и, тем самим, приоткрыла ее. Затем запустите двигатель. Крайне важно быть готовым вернуть триммер газа в прежнее положение сразу же после запуска двигателя, поскольку он сразу начнет работать на больших оборотах.
    • Также надо убедиться, не перелит ли топливом двигатель (слишком большое количество топливной смеси поступает в камеру сгорания), ведь это может произойти в процессе его запуска. В таком случае пул-стартер будет ходить туговато. Чтобы извлечь излишки топлива из двигателя, для начала необходимо выкрутить свечу и просушить ее, после чего дергать пул-стартер до того времени, пока из двигателя не перестанет брызгать топливо. Затем свечу нужно закрутить, и запустить двигатель.

Обкатка двигателя р/у модели

  1. Необкатанный двигатель, как правило, нестабильно работает, плохо заводится, глохнет. Это нормальное явление. Двигатель будет работать в полноценном режиме лишь после проведения полной обкатки, которая нужна для приработки его деталей и занимает близко 3 - 5 баков топлива.
  2. До полной обкатки двигателя нужно следить за тем, чтобы не допускались: нагрузки, перегрев двигателя (выше 120°C), работа на больших оборотах (дольше 2-х секунд). Это может вызвать осложнение дальнейшей настройки двигателя, снижение мощности и стабильности его работы, неправильную приработку его деталей. В процессе обкатки нужно постепенно настраивать карбюратор на оптимальный режим работы, при котором работа двигателя будет стабильной и обеспечит максимальную динамику и мощность.
  3. Обкатку нужно выполнять соответственно с инструкцией, которая прилагается к каждой модели. Общие закономерности обкатки моделей с ДВС изложены ниже.
  4. Обкатка р/у модели. Первый цикл (первый бак).
  5. Установите модель на возвышение, чтобы все ее колеса беспрепятственно вращались в воздухе. Обычно, это делать не обязательно, но для новичков необходимо, чтобы облегчить процесс обкатки (модель не сможет от вас уехать, даже если будет неправильно настроен холостой ход).
  6. Запускайте двигатель.
  7. Позвольте ему отработать целый бак топлива на заводских настройках, вхолостую. Если двигатель будет глохнуть – запускайте его заново.
  8. Во время работы двигателя выхлопная труба будет выбрасывать густой дым, а неотработанное масло будет капать из нее, но так и должно быть, поскольку для режима обкатки требуется максимально богатая (с относительно большой частью топлива) топливная смесь, подаваемая в двигатель.
  9. Заглушите двигатель.
  10. Поршень должен быть в нижнем положении, которое находится там, где маховик сцепления легче всего вращается.
  11. Пусть двигатель остынет около 10 - 15 минут, не допуская при этом резкого его охлаждения (при температуре воздуха ниже 10°C).
  12. Чтобы обеднить смесь, поверните иглу высоких оборотов (основную) на 1/8 по часовой стрелке.
  13. Обкатка р/у модели. Второй цикл (второй бак).
  14. Запустите двигатель.
  15. Пусть он отработает 90% топлива из бака.
  16. Затем заглушите двигатель и, опустив поршень в нижнее положение, позвольте ему остыть.
  17. Для обеднения смеси, поверните основную иглу на 1/8 по часовой стрелке.
  18. Обкатка р/у модели. Третий цикл (третий бак).
  19. Установите модель на просторной асфальтированной площадке без преград.
  20. Запустите двигатель, и пусть он отработает 90% топлива из бака. Катайтесь при этом по кругу на минимальной скорости, не переходя на большие обороты. Если при нажатии газа (при открытии дросселя) двигатель глохнет - продолжите обкатку модели вхолостую на асфальте или на возвышении.
  21. После заглушите двигатель и, опустив поршень в нижнюю точку, позвольте ему остыть.
  22. Повернув основную иглу по часовой стрелке на 1/8 чтобы обеднить смесь.
  23. Обкатка р/у модели. Четвертый цикл (четвертый бак).
  24. Запустите двигатель для отработки 90% бака топлива. Катайтесь при этом по кругу на минимальной скорости и время от времени понемногу ускоряйтесь, не переходить на большие обороты.
  25. Потом заглушите двигатель, опустив поршень в нижнюю точку, и дайте ему остыть.
  26. Поверните основную иглу по часовой стрелке на 1/8 для обеднения смеси.
  27. Обкатка и настройка р/у модели. Пятый цикл (пятый бак).
  28. Запустив двигатель, катайтесь на небольшой скорости по кругу, периодически ускоряясь до средних оборотов, наблюдая при этом, как работает двигатель.
    • После того, как двигатель запущен, модель обязана оставаться на месте и не набирать скорости или глохнуть, также и при нажатии тормоза. В случае если машина не держит холостых оборотов и глохнет – необходимо отрегулировать холостой ход, путем увеличения упорным винтом минимального зазора дросселя.
    • При нажатии на газ обороты в двигателе должны сразу же расти, а из выхлопной трубы, при этом, должен выходить не густой голубоватый дым и мелкие масляные капли. При чуткой реакции двигателя на нажатие газа, машина должна быстро стартовать с места и набирать максимальную скорость, не глохнуть (не захлебываться). Такие настройки следует оставить и перейти к настройкам двигателя.
    • Если при нажатии на газ двигатель реагирует не сразу, модель разгоняется плохо, из выхлопной трубы выходить много масла и очень густой дым, двигатель глохнет (захлебывается) нужно обеднить смесь, путем поворота основной иглы на 1/8 по часовой стрелке.
    • В случае, если двигатель заводится плохо, быстро перегревается, не держит малых оборотов и переходит на большие, нужно обогатить смесь, путем поворота основной иглы на 1/8 против часовой стрелки.

    Итак, при обкатке двигателя вы должны:

    • Выработать как минимум 4-и бака топлива.
    • Понемногу обеднить топливную смесь, путем поворота основной иглы около 1/2 – 3/4 по часовой стрелке.

Настройка двигателя р/у модели

  1. Настройка холостого хода.
    1. Для начала надо убедиться в правильном ли нейтральном положении находится тяга дроссельной заслонки. Она должна оставаться на месте при нажатии тормоза. Нейтральное положение заслонки регулируется при помощи упорного винта карбюратора.
    2. Чтобы вам было видно дроссельную заслонку, снимите воздушный фильтр с патрубком. Убедитесь, открыт ли карбюратор в нейтральном положении согласно указаниям производителя в инструкции к вашей модели (около 0,3 - 0,8 мм, зависимо от двигателя).
    3. Запустите двигатель, поставив машину на асфальте.
    4. При работающем двигателе машина не должна ускоряться, а стоять на своем месте и при этом не глохнуть.
    5. Если из-за слишком низких оборотов двигатель глохнет – снова запустите его и очень аккуратно и медленно поворачивайте по часовой стрелке упорный винт холостого хода, при этом дроссельная заслонка в нейтральном положении будет приоткрываться. Следите, как работает двигатель, поворачивая при этом винт, пока не повысятся обороты для стабильной работы. Тем временем, машина не должна трогаться с места и ускоряться.
    6. В том случае, если машина сразу после запуска начинает ускоряться и ехать, нужно понемногу крутить против часовой стрелки упорный винт, закрывая тем самым в нейтральном положении дроссельную заслонку, пока не уменьшатся обороты двигателя, для обеспечения статического положения модели.
    7. После настройки холостого хода ваша автомодель, при нейтральном положении курка газа и работающем двигателе, должна оставаться на месте и не ускоряться. В это время двигатель должен стабильно работать, не глохнуть.

  2. Настройка иглы высоких оборотов.
    1. Запустите двигатель.
    2. Следите, как работает двигатель. Если он четко реагирует на положение курка газа, работает стабильно и на высоких и на средних оборотах, а дым из выхлопной трубы выходит не густой – то такое положение основной иглы следует оставить без изменений.
    3. Если автомодель глохнет (захлебывается), медленно разгоняется, а из выхлопной трубы идет густой дым и брызгает масло – нужно обеднить смесь, путем поворота основной иглы на 1/16 по часовой стрелке. Проверьте после этого, как работает двигатель, и если его работа не достаточно улучшилась, то при необходимости нужно продолжать обеднять смесь, понемногу поворачивая основную иглу. Но имейте в виду, что излишнее обеднение топливной смеси приводит к перегреву двигателя.
    4. При самостоятельном повышении оборотов двигателя, почти отсутствии выхлопного дыма и капель масла из выхлопной трубы, очень сильном нагревании (более 120°C) двигателя – нужно обогатить смесь, повернув основную иглу на 1/16 против часовой стрелки. Затем проверьте, как работает двигатель, и если его работа не достаточно улучшилась, то нужно продолжить обогащение смеси, путем поэтапного поворота основной иглы не более чем на 1/16 за каждый раз.
    5. После настройки основной иглы двигатель автомодели должен стабильно работать, четко реагировать на положение курка газа, не должен глохнуть и перегреваться (рабочая температура 110°C), модель должна быстро разгоняться.

  3. Настройка иглы низких оборотов.
    1. Как правило, производители не рекомендуют менять положение иглы низких оборотов (встречной иглы). Это следует делать, только если вы уверены в необходимости ее настройки. Например, если двигатель глохнет при резком нажатии курка газа.
    2. Настраивать встречную иглу нужно постепенно, не более чем 1/16 за один раз.
    3. Поворачивайте встречную иглу на 1/16 по часовой стрелке. Затем проверьте, как работает двигатель, и если его работа не достаточно улучшилась, то продолжайте поворачивать иглу по 1/16 за один раз в том же направлении. При ухудшении работы двигателя, встречную иглу следует вернуть в прежнее положение, и начать ее поворачивать на 1/16 за один раз против часовой стрелки.
    4. После настройки встречной иглы двигатель автомодели должен работать стабильно, переходя с нейтральных оборотов к средним, и в его работе не должно быть провалов, а при нажатии на курок газа модель должна быстро разгоняться с места.

Фільтр
Цена
від до
Сортувати по: Новинки
Новинки
По популярності
від дешевих до дорогих
від дорогих до дешевих
Показувати по: 20
8
10
12
20
Двигун DLE 120
 
49 300 грн
Додати до порівняння
  • Артикул: DLE-DLE120
  • Виробник: DLE
ЩЕ

Получить бонус

Персональный бонус
за регистрацию

получить