Симулятор полетов является самым незаменимым помощником начинающих моделистов. В этой обзорной статье содержится вся полезная информация, касающаяся производителей, цен, а также о необходимости использования самых надежных симуляторов полетов.
В последнее время идет множество споров по поводу необходимости использования компьютерных симуляторов полетов для различных моделей радиоуправляемых самолетов и вертолетов (какой либо авиамодели). Поскольку начинать длительную дискуссию нет надобности, поэтому я предлагаю следующее решение возникшей проблемы – обязательно загляните к нам в магазин и опробуйте все на себе, сделав несколько тестовых полетов (вам с удовольствием предоставят такую возможность). Вследствие завершения аварией хотя бы одного из полетов, мне кажется, вы и сами для себя уясните необходимость такого обучения.
Думаю, не стоит напоминать о последствиях аварии реальной радиоуправляемой модели, которая может привести не только к погнутым или поврежденным стойкам шасси, а и к отвесному падении в бетон. Это само по себе гораздо хуже, поскольку в результате, ваш крылатый красавец будет лежать в виде разбросанных шестеренок и отдельных деталей двигателя, или просто в виде груды опилок, которые в обиходе называют «дровами».
Вполне понятно, что стоимость симулятора полетов далеко не сопоставима со стоимостью радиоуправляемой модели, в особенности, если это модель радиоуправляемого вертолета, каждая авария которого несёт за собой не самые дешевые затраты, а в добавок к этому каждое падение или столкновение ведет к психологически негативному влиянию на последующую уверенность самого пилота. В то время, когда маневры в виде горизонтального полета или висения в определенной точке вряд ли вызовут какие-то вопросы в пилотировании, то для исполнения хотя бы петли, вам стоит знать, как вообще будет вести себя радиоуправляемая модель при отрицательном шаге лопастей. А так же, как и насколько стоит отклонять ручку шаг-газ при исполнении определенных фаз петли. Экстремальный 3D пилотаж без использования симулятора полетов скорее исключение из правил.
Следующая часть дискуссии состоит в том, возможно ли управлять моделью в симуляторе полетов при помощи клавиатуры и джойстика, или же необходимо использование специального кабеля для подключения симулятора собственно к вашему передатчику?
Клавиатуру вообще нельзя рассматривать как тренировку навыков пилотирования, поскольку управление в результате выходит не пропорциональное, а дискретное. И еще одно - на настоящем передатчике не предусмотрены кнопки для управления моделью, так как полет исполняется при помощи джойстиков, которые необходимо держать не кистью руки, а собственно пальцами.
При условии управления моделью в Mode 2 ("однорукая схема", левой рукой управляете газом и килем, правой рукой - элеронами и высотой) вы, конечно, можете получить навыки по управлению для маневров взлета, посадки, горизонтального полета и петли. Ведь нет ничего сложного в том, чтобы ощутить поведение радиоуправляемой модели в соответствии с отклонениями рукоятки джойстика. Почему, вы спросите, просто ощутить? В какой либо критической ситуации - где подумать вы никак не успеете - мозг мгновенно отдает приказ вашим рукам, а не собственно пальцам рук! В этом и состоит все огромное различие. Как то я уже пытался переучиваться на "двурукую схему" управления моделей – процесс на первый взгляд пошел, занятия я проводил, страхуясь на шнурке. При исполнении уверенного и стабильного полета все было отлично, но при возникновении какой либо критической ситуации приобретенные навыки у меня отключались - управлять я начинал заново по однорукой схеме – ведь рефлексы это такая вещь, что одолеть их крайне сложно.
Давайте, приведу вам пример о начинающем пилоте, который несколько лет довольно упорно увлекался играми-симуляторами. Допустим, он скачал бесплатную версию того или иного модельного симулятора полетов, и все это время занимался при помощи обычного джойстика, при этом уверенно пилотируя виртуальную модель самолета. Все как бы отлично, и теперь можно свободно выехать вместе со своей радиоуправляемой моделью в поле и осуществить первый самостоятельный полет! Вот здесь и начинаются подводные камни. В то время, когда вы показываете друзьям "симуляторные" кренделя, сидя у себя дома с чашкой кофе, вы совершенно не способны пережить стрессов и эмоциональных перегрузок, которые возникают при настоящем первом полете радиоуправляемой модели. Сильную эмоциональную встряску вы получите уже при первом заведении и настраивании двигателя - рев дымящего мотора на расстоянии вытянутой руки от вас никогда вам не передадут никакие компьютерные колонки. Но только первый отрыв от земли может вообще стать последним – при порыве ветра, модель начинает резко набирать высоту – ваши руки в тот же миг, будто джойстиком, делают достаточно сильное отклонение вниз, позабыв о том, что движение уже намного меньше, чем на джойстике - модель летит резко вниз, при том еще и крен… Размашистое и резкое парирование крена и резкого спуска приводит к сильной раскачки модели (обычно около 5 - 30 секунд), итогом чего будет угнетающая тишина и торчащий хвост где то вдалеке. А в голове крутится лишь единственная мысль – неужели это были какие то неполадки аппаратуры? Ну не мог же я сам такое начудить.
Достаточно уже вас пугать? Но как не крути, все же модельный симулятор у меня дома появился. И я на нем занимаюсь. Постоянно. В зимнюю пору - чтобы не потерять приобретенную форму и навыки, а летом, для того, чтобы сэкономить на топливе и чтобы уменьшить риск разбить радиоуправляемую модель. Помню еще, когда я старался отработать фигуру "висение" на модели фан-флая. После четвертой по счету пятилитровой канистре топлива с 10% нитрометана, (просто не хотелось, чтобы мотор заглох на перегазовке, и модель с трехметровой высоты упала на хвост) я сказал себе стоп! И после этого коренасто засел за симулятор. Отрабатывая и шлифуя одну и ту же фигуру часами. Даже не стану считать, сколько я сумел сэкономить на топливе. Но симулятор полетов окупился уже давно и надолго.
Обладая симулятором у себя дома, разумеется, есть возможность опробовать все модели, которые прилагаются в комплекте симулятора. Припоминаю первый свой шок, который у меня вызвали собственно вертолеты – пара десятков пробных полетов спустя буквально несколько секунд тотчас заканчивались дымящейся моделью вертолета. Спросив у друга - "Реально ли вообще научиться?" – я получил положительный ответ и еще несколько рекомендаций в придачу. Где то уже через два вечера тренировок, я вполне уверенно жужжал на симуляторе, управляя вертолетом "Impala" с тренировочными шасси. Правда, следует сделать незначительное отступление – вертолеты, в своей сущности, любители четкого, точного и уверенного пилотирования, а самое главное – требуют слаженной работы обеих рук! В то время, как выставив средний газ, на модели самолета, можно справится с управлением одной рукой, то вертолет же будет требовать от вас грамотного и четкого движения двумя джойстиками передатчика одновременно во всех направлениях. В этой ситуации, к сожалению, подсоединенный игровой джойстик вам ничем не сможет помочь. Хотя, если бить честным, не многим управлять моделью вертолета сложнее, чем моделью самолета. Все различие заключается в том, что мы уже успеваем и полетать на кордовых моделях, и так же поиграть во всевозможные компьютерные игры с надписью "Симулятор боевого самолета", в результате чего успеваем привыкнуть к поведению модели самолета. Но вот что на счет вертолетов… они встречались нам значительно реже, тем более имея своеобразную систему подхода к пилотированию.
Наличие симулятора полетов у вас дома, ни в какой мере не сможет вас застраховать от возможных падений, разного рода аварий и ошибок при пилотировании. Главной причиной большой части падений модели является личная невнимательность, халатность и, конечно, переоценка собственных сил и возможностей. Ведь перед запуском виртуальной модели в симуляторе у вас нет необходимости проверять ни надежность соединений, ни уровень заряда аккумулятора, ни направление движения серво…. Этот список можно бесконечно продолжать, но, тем не менее, одной из наиболее распространенных причин возникновения аварий остается личная невнимательность самого пилота. Второй по приоритету является излишняя самоуверенность. Даже после безупречно отработанной фигуры на модели в симуляторе, где мотор идеально настроен, вы рискуете не справиться с управлением именно с вашей собственной моделью по причине возникновения порыва ветра, который не предусмотрен в программной симуляции, можете упустить положение модели в пространстве, или попросту не справится с управлением психологически. Сам по себе симулятор не может застраховать вас от аварий при полетах, но он в разы уменьшает вероятность падения модели по причине ошибок пилотирования.
Модели вертолетов совершенно адекватно управляются и в полете ведут себя стабильно. Для грамотного их пилотирования необходимо всего лишь думать, мыслить и действовать "по вертолетному". Они мало чем сложнее, чем модели самолетов, они просто Вертолеты! И требуют к себе только лишь вертолетного управления. Должен сказать вам прямо – настоящая модель вертолета абсолютно стабильно может "висеть" на одном месте и при этом требует совершенно незначительных корректив в управлении. А для того чтобы знать каких именно, когда именно и сколько именно – вам необходимо использоваться симулятором для ответа на все эти вопросы. И тогда все сразу встанет на свои места. Хороший и качественный симулятор, обязательно научит вас управлять моделью как настоящий инструктор!
Получить бонус