Каталог
Оформити замовлення

Сервопривод RC-модели: 5 параметров для правильного выбора

/upload/uf/eb6/obzor_stati.png

Ищете идеальный сервопривод? А уверены, что такой существует? Как выбрать сервопривод, подходящий для вашей радиоуправляемой модели, рассмотрим далее.

Сервопривод — это один из главных элементов управления в RC-моделях. Он передает команды с пульта ДУ на колеса автомобиля, чтобы модель уверенно проходила крутые виражи и на подвес камеры дрона, чтобы выбрать оптимальный ракурс съемки. 

За точность выполнения команд всех двигающихся элементов модели отвечает сервопривод. 

Поэтому, правильно выбрать серву — это важно, если хотите продлить жизнь любой RC-модели.

Общие правила выбора сервомашинки

Сервоприводы бывают «сильные и медленные», «быстрые и слабые», или «и те и другие», а также существует большое множество их модификаций. Найти «идеальный» — значит найти оптимальное сочетание «скорости и силы».

В основном, чем «сильнее и быстрее», тем лучше, потому, что управляющая команда пилота, будет передана максимально быстро, чётко и с нужным усилием на управляющие элементы радиоуправляемой модели.


Что для чего лучше:

  • Для летающих моделей — чем легче, тем лучше.

  • Для вертолетов — важен вес, скорость и усилие, чтобы излишне не утяжелить модель, выдержать большие нагрузки и четко отработать команды на автомате перекоса. Для хвостового сервопривода не столь важно усилие, сколько важна скорость для супербыстрой реакции при корректировках курса.

  • Для автомоделей важно, когда сервопривод сильный и скоростной, иначе рулевое управление будет неточным и вялым, что помешает гоночным машинам четко проходить повороты и держать курс. Чем тяжелее автомодель, тем «сильнее» должна быть серва, скорость же подбирается под манеру езды.

  • Обозначение WP («waterproof») или просто W свидетельствует о том, что серва оснащена влагозащитой. Это крайне важно для любой модели, которая соприкасается с влагой, особенно судомоделей и внедорожников.

Мы рекомендуем обращать внимание на 5 главных параметров для правильного выбора сервомашинки, чтобы модель выполняла команды быстро и точно.

1. Размер

Внешне сервопривод всегда выглядит как небольшая пластиковая коробочка. Внутри корпуса установлены моторчик, плата управления и шестерни редуктора.

Размер сервомашинки подбирается под тип и размер модели:

  • микро-сервомашинки (вес 5-10 г, размеры около 24 Х 12 Х 25 мм) — для моделей класса микро — используются также в вертолетах и самолетах;

  • мини-сервомашинки (вес 20-25 г, размеры около 30 Х 15 Х 35 мм) — для небольших аппаратов — самолетов с размахом крыла до 150 см или автомоделей масштаба 1:18;

  • стандартные (вес 50-60 г, размеры около 40 Х 20 Х 40) — самый распространенный тип с достойными рабочими параметрами — устанавливаются на большинство автомоделей;

  • гигантские (нестандартные) — используются редко, устанавливаются на крупные автомодели (масштаб 1:5 и больше).


2. Двигатель

В классических сервомашинках используют три типа моторов: «brushed», «coreless» и  «brushless», каждый из которых обладает как достоинствами, так и недостатками.

Brushed  коллекторный постоянного тока. Оснащен сердечником с металлическим ротором, проволочной обмоткой и магнитами вокруг.

Во время вращения такого мотора сервопривод минимально вибрирует, что конечно же является его недостатком —точность работы такой сервомашинки падает. 

Из плюсов — доступность и сравнительно низкая цена.

Coreless — коллекторный, но без сердечника. Особенное строение двигателя такого типа дает ему массу преимуществ:

  • Малый вес и высокая мощность.

  • Большая динамика и высокая точность.

  • Плавность в работе.

Недостатки — более высокая цена и относительная недолговечность, как и у всех коллекторных двигателей.


Brushless — бесколлекторные двигатели переменного тока, которые стали использовать в сервоприводах относительно недавно.

Плюсы Brushless-моторов:

  • Значительно более долгий срок службы из-за отсутствия щеток в конструкции. Также в большинстве случаев, опорными точками для ротора служат заменяемые подшипники, а не втулки.

  • Более высокая мощность и скорость вращения.

  • Низкое потребление тока, и значительно более высокий КПД и точность управления.

Единственный недостаток — высокая цена, но специалисты утверждают, что оно того стоит.

Также существуют высоковольтные двигатели HV (High Voltage), которые могут работать от напряжения 7,4В (обычное напряжение 4,8-6,0В) и обеспечивают лучшие показатели скорости и мощности сервопривода.

  

3. Шестерни

Точнее — материал, из которого они изготовлены: металл, карбон или пластик.

В моделях RTR-комплектации сервоприводы обычно с пластиковыми шестернями, которые быстро «слизываются», хотя, конечно все зависит от того, как вы гоняете модель.

Пластик остается самым распространенным и доступным вариантом.

Но если хотите чего-то более надежного (особенно это касается автомоделей крупных масштабов), то стоит присмотреться к металлическому или карбоновому варианту. Это дороже, но и прослужит дольше.

4. «Аналог» или «цифра»

Принципиальные различия в работе этих двух типов сервоприводов мы рассматривали в статье: Какой сервопривод лучше – аналоговый или цифровой: особенности и преимущества.

В двух словах — различаются они электронной составляющей, точностью работы и, конечно же, ценой.

5. Скорость и сила

Качалка в сервоприводе приводится в движение мотором и соответственно, двигает руль, шасси и все, что нужно двигать в модели.

Скорость сервопривода — это скорость поворота качалки на 60° при напряжении питания 4,8V и 6,0V, измеряется в секундах. Например, показатель 0,22с/60 означает, что качалка повернется на 60° за 0,22 секунды. Самые быстрые сервы двигаются со скоростью 0,06–0,09 секунд.

Усилие (крутящий момент) — это показатель силы сервопривода— сколько килограмм способна удержать машинка на плече рычага в 1 см при напряжении 4,8V и 6,0V.


Высоковольтные двигатели HV, которые могут работать от напряжения 7,4V выдают лучшие показатели скорости и силы — чем выше напряжение, тем быстрее и с бОльшим усилием может работать серва.

Например, серва Savox HV SB-2284SG при напряжении 6,0V будет работать с усилием 15кг и скоростью 0,085 сек/60°, но если подать напряжение 7,4V, то она выжмет все 20 кг и увеличит скорость до 0,065 сек/60° 

ВНИМАНИЕ: 

  • с током 7,4V могут работать только специализированные, высоковольтные сервы HV.

Чтобы определить необходимое усилие для исправной работы вашей модели, используйте простую формулу:

Усилие (кг/см) = Вес модели с АКБ или полным баком топлива (кг) * 2

К примеру, если автомодель весит 5 кг, то сервы с усилием 10 кг/см (или выше) будет вполне достаточно.

Выводы

Идеальной сервы не существует. Выбор зависит от сферы применения и интенсивности эксплуатации RC-модели.

Понимание «правильности» и «идеальности» сервопривода приходит с опытом. 

Выбор зависит от ваших потребностей и возможностей модели. 

То есть совершенно не имеет значения, какие «крутые» цифры написаны на коробке, если они неприменимы для вашей RC-модели.


Сомневаетесь что нужно именно вам?

Выслушаем, ответим, расскажем, проконсультируем. Обращайтесь!

Статьи в тему:

Какой сервопривод лучше – аналоговый или цифровой: особенности и преимущества

Как восстановить амортизаторы Traxxas Ultra — пошаговая инструкция

Техническое обслуживание радиоуправляемых автомоделей: для чего, пошаговая инструкция, рекомендации

Приемники радиоуправления: какой выбрать

Получить бонус

Персональный бонус
за регистрацию

получить