Ищете идеальный сервопривод? А уверены, что такой существует? Как выбрать сервопривод, подходящий для вашей радиоуправляемой модели, рассмотрим далее.
Сервопривод — это один из главных элементов управления в RC-моделях. Он передает команды с пульта ДУ на колеса автомобиля, чтобы модель уверенно проходила крутые виражи и на подвес камеры дрона, чтобы выбрать оптимальный ракурс съемки.
За точность выполнения команд всех двигающихся элементов модели отвечает сервопривод.
Поэтому, правильно выбрать серву — это важно, если хотите продлить жизнь любой RC-модели.
Сервоприводы бывают «сильные и медленные», «быстрые и слабые», или «и те и другие», а также существует большое множество их модификаций. Найти «идеальный» — значит найти оптимальное сочетание «скорости и силы».
В основном, чем «сильнее и быстрее», тем лучше, потому, что управляющая команда пилота, будет передана максимально быстро, чётко и с нужным усилием на управляющие элементы радиоуправляемой модели.
Для летающих моделей — чем легче, тем лучше.
Для вертолетов — важен вес, скорость и усилие, чтобы излишне не утяжелить модель, выдержать большие нагрузки и четко отработать команды на автомате перекоса. Для хвостового сервопривода не столь важно усилие, сколько важна скорость для супербыстрой реакции при корректировках курса.
Для автомоделей важно, когда сервопривод сильный и скоростной, иначе рулевое управление будет неточным и вялым, что помешает гоночным машинам четко проходить повороты и держать курс. Чем тяжелее автомодель, тем «сильнее» должна быть серва, скорость же подбирается под манеру езды.
Обозначение WP («waterproof») или просто W свидетельствует о том, что серва оснащена влагозащитой. Это крайне важно для любой модели, которая соприкасается с влагой, особенно судомоделей и внедорожников.
Внешне сервопривод всегда выглядит как небольшая пластиковая коробочка. Внутри корпуса установлены моторчик, плата управления и шестерни редуктора.
Размер сервомашинки подбирается под тип и размер модели:
микро-сервомашинки (вес 5-10 г, размеры около 24 Х 12 Х 25 мм) — для моделей класса микро — используются также в вертолетах и самолетах;
мини-сервомашинки (вес 20-25 г, размеры около 30 Х 15 Х 35 мм) — для небольших аппаратов — самолетов с размахом крыла до 150 см или автомоделей масштаба 1:18;
стандартные (вес 50-60 г, размеры около 40 Х 20 Х 40) — самый распространенный тип с достойными рабочими параметрами — устанавливаются на большинство автомоделей;
гигантские (нестандартные) — используются редко, устанавливаются на крупные автомодели (масштаб 1:5 и больше).
В классических сервомашинках используют три типа моторов: «brushed», «coreless» и «brushless», каждый из которых обладает как достоинствами, так и недостатками.
Brushed — коллекторный постоянного тока. Оснащен сердечником с металлическим ротором, проволочной обмоткой и магнитами вокруг.
Во время вращения такого мотора сервопривод минимально вибрирует, что конечно же является его недостатком —точность работы такой сервомашинки падает.
Из плюсов — доступность и сравнительно низкая цена.
Coreless — коллекторный, но без сердечника. Особенное строение двигателя такого типа дает ему массу преимуществ:
Малый вес и высокая мощность.
Большая динамика и высокая точность.
Плавность в работе.
Недостатки — более высокая цена и относительная недолговечность, как и у всех коллекторных двигателей.
Плюсы Brushless-моторов:
Значительно более долгий срок службы из-за отсутствия щеток в конструкции. Также в большинстве случаев, опорными точками для ротора служат заменяемые подшипники, а не втулки.
Более высокая мощность и скорость вращения.
Низкое потребление тока, и значительно более высокий КПД и точность управления.
Единственный недостаток — высокая цена, но специалисты утверждают, что оно того стоит.
Также существуют высоковольтные двигатели HV (High Voltage), которые могут работать от напряжения 7,4В (обычное напряжение 4,8-6,0В) и обеспечивают лучшие показатели скорости и мощности сервопривода.
Точнее — материал, из которого они изготовлены: металл, карбон или пластик.
В моделях RTR-комплектации сервоприводы обычно с пластиковыми шестернями, которые быстро «слизываются», хотя, конечно все зависит от того, как вы гоняете модель.
Пластик остается самым распространенным и доступным вариантом.
Но если хотите чего-то более надежного (особенно это касается автомоделей крупных масштабов), то стоит присмотреться к металлическому или карбоновому варианту. Это дороже, но и прослужит дольше.
Принципиальные различия в работе этих двух типов сервоприводов мы рассматривали в статье: Какой сервопривод лучше – аналоговый или цифровой: особенности и преимущества.
В двух словах — различаются они электронной составляющей, точностью работы и, конечно же, ценой.
Качалка в сервоприводе приводится в движение мотором и соответственно, двигает руль, шасси и все, что нужно двигать в модели.
Скорость сервопривода — это скорость поворота качалки на 60° при напряжении питания 4,8V и 6,0V, измеряется в секундах. Например, показатель 0,22с/60 означает, что качалка повернется на 60° за 0,22 секунды. Самые быстрые сервы двигаются со скоростью 0,06–0,09 секунд.
Усилие (крутящий момент) — это показатель силы сервопривода— сколько килограмм способна удержать машинка на плече рычага в 1 см при напряжении 4,8V и 6,0V.
Например, серва Savox HV SB-2284SG при напряжении 6,0V будет работать с усилием 15кг и скоростью 0,085 сек/60°, но если подать напряжение 7,4V, то она выжмет все 20 кг и увеличит скорость до 0,065 сек/60°
ВНИМАНИЕ:
Чтобы определить необходимое усилие для исправной работы вашей модели, используйте простую формулу:
Усилие (кг/см) = Вес модели с АКБ или полным баком топлива (кг) * 2 |
К примеру, если автомодель весит 5 кг, то сервы с усилием 10 кг/см (или выше) будет вполне достаточно.
Идеальной сервы не существует. Выбор зависит от сферы применения и интенсивности эксплуатации RC-модели.
Понимание «правильности» и «идеальности» сервопривода приходит с опытом.
Выбор зависит от ваших потребностей и возможностей модели.
То есть совершенно не имеет значения, какие «крутые» цифры написаны на коробке, если они неприменимы для вашей RC-модели.
Выслушаем, ответим, расскажем, проконсультируем. Обращайтесь!
Какой сервопривод лучше – аналоговый или цифровой: особенности и преимущества
Как восстановить амортизаторы Traxxas Ultra — пошаговая инструкция
Техническое обслуживание радиоуправляемых автомоделей: для чего, пошаговая инструкция, рекомендации
Получить бонус