Первое, что нужно помнить – радиоуправляемые модели с двигателем внутреннего сгорания (ДВС) сложно сравнивать с автомоделями на электротяге и тем более – с детскими машинками на радиоуправлении.
Общение с моделями с ДВС – это хобби, требующее не только живого интереса к технике, но и определенных знаний и навыков. Однако, как известно, при желании, всему можно научиться.
С полной отдачей двигатель начнет работать только после правильной и полноценной обкатки.
Процедура требует около 1,5 часа времени и 4-5 полных баков топлива. Затраты ресурсов стоят результата, поскольку запустив ДВС-модель «прямо из коробки» на полную мощность, вы рискуете не то чтобы «повредить», а попросту угробить двигатель.
Обкатка нужна, чтобы детали силовой установки притерлись и подготовились для полномасштабных нагрузок.
ДВС работает по простому принципу: энергия, которая возникает в камере сгорания при возгорании топливно-воздушной смеси, толкает поршень.
Свеча накала и топливно-воздушная смесь – вот те составляющие, необходимые для запуска ДВС.
Функция карбюратора заключается в смешивании топлива с воздухом и подаче его в камеру для сгорания. Эффективная работа двигателя зависит от доли топлива и воздуха (кислорода) в смеси. Это соотношение регулируется при помощи игл высоких и низких оборотов.
Количество топливной смеси, которая подается в двигатель, регулирует дроссель, который открывает и прикрывает карбюратор. Так контролируются обороты двигателя (малые, средние, высокие).
Доля кислорода (воздуха) в смеси регулируется иглой высоких и иглой низких оборотов. При провороте иглы высоких оборотов по часовой стрелке, уменьшается доля топлива и увеличивается доля воздуха (смесь обедняется) – растет воспламеняемость смеси и повышается температура двигателя за счет роста доли кислорода. При поворачивании иглы влево (против часовой стрелки), увеличивается доля топлива (смесь обогащается) – снижается воспламеняемость смеси и температура двигателя падает за счет снижения доли кислорода.
Функция иглы низких оборотов – дополнительное ограничение на малых оборотах двигателя доли топлива в топливно-воздушной смеси. Как правило, эта игла остается в заводском положении и необходимость ее регулировки отсутствует.
Не существует едино правильного рецепта обкатки ДВС. Мнения о том, что верно, а что не приемлемо, расходятся порой не только среди моделистов, но даже у производителей RC-техники. Поэтому, перед тем, как приступить к обкатке дорогостоящего аппарата, внимательно ознакомьтесь с инструкцией к нему.
А мы расскажем об уже проверенных и наиболее популярных алгоритмах обкатки ДВС.
Не торопитесь, выделите достаточно времени (1,5-2 часа) и найдите подходящее место для обкатки двигателя на столе (просторное, проветриваемое помещение) и на местности (большая площадка с ровной поверхностью). Запаситесь топливом (4-5 баков) и терпением.
Внимательно изучите инструкцию, проверьте крепеж (при транспортировке болты могут ослабиться).
Изучите модель. Найдите, где у нее карбюратор, дроссельная заслонка и все регулировочные винты.
Оставьте заводские настройки карбюратора. Базовые (заводские) настройки обеспечивают наиболее безопасный режим работы. При максимально обогащенной топливной смеси двигатель не развивает должной мощности, но при этом лучше охлаждается и смазывается. Именно поэтому на новом двигателе в базовом режиме необходимо отработать хотя бы один бак.
Зарядите накал свечи и проверьте ее, выкрутив из двигателя. Удостоверьтесь, что спираль накаляется.
Полностью зарядите аккумуляторы пульта ДУ и модели, заправьте топливо согласно инструкции.
Первый запуск ДВС рекомендуется проводить при температуре около 21°C - 22°C. Если температура воздуха ниже – подержите модель в теплом помещении или автомобиле.
Что делаем дальше:
Включаем пульт ДУ, а затем – шасси. Проверяем связь автомодели с аппаратурой радиоуправления.
Подкачиваем в карбюратор топливную смесь при помощи специальной помпы на топливном баке или пул-стартера, дернув за него несколько раз.
Отработка первого цикла:
Установите модель на возвышение и запустите двигатель. Дайте ему поработать на заводских настройках вхолостую. Для новых моторов характерна нестабильная работа, поэтому, если двигатель заглох – ничего страшного – заведите его снова.
На первом этапе характерны выхлопы густого дыма и капающее масло из выхлопной трубы. Ситуация нормальная, поскольку топливная смесь максимально обогащена для качественной смазки и притирки компонентов мотора.
Заглушите двигатель при нижнем положении поршня. Дождитесь полного остывания двигателя (10-15 минут). Постепенно обедняйте смесь: поверните иглу высоких оборотов на 1/8 по часовой стрелке.
Второй бак:
Запустите двигатель, пусть отработает 90% топлива. Заглушите мотор при нижнем положении поршня. Дайте ему остыть (10-15 мин). Снова немного обедните смесь, повернув иглу высоких оборотов на 1/8 по часовой стрелке.
Третий бак:
Выйдите на ровную площадку. Запустите двигатель и катайтесь по кругу на минимальной скорости. Нужно отработать 90% емкости бака.
Заглушите двигатель с нижним положением поршня, дайте ему остыть и еще раз обедните смесь, проворачивая иглу высоких оборотов на 1/8 вправо (по часовой стрелке).
Четвертый бак:
Как и в предыдущем случае, запустите двигатель для отработки 90% объема бака и медленно катайтесь по кругу, но иногда ускоряйте движение на 2-3 секунды. На максимальные обороты не переходите.
Заглушите мотор с поршнем в нижнем положении, дайте ему остыть и опять обедните смесь, проворачивая иглу высоких оборотов на 1/8 по часовой стрелке.
Пятый бак:
Заведите двигатель и езжайте по кругу на малой скорости, периодически делая ускорение до средних оборотов. Наблюдайте за работой мотора.
При нажатии на газ, из выхлопной трупы появляется негустой голубоватый дымок и мелкие капли масла. Машина чутко реагирует на нажатие курка газа: обороты сразу растут, автомобиль быстро стартует и ускоряется.
Когда ДВС требует регулировки:
При нажатии на газ мотор реагирует с задержкой, машина разгоняется не стабильно, из выхлопной трубы выходить много масла и густой дым, а двигатель глохнет. В этом случае обедните смесь, путем поворота основной иглы на 1/8 по часовой стрелке.
Если двигатель заводится плохо, быстро перегревается, не держит малых оборотов и сразу переходит на большие, нужно обогатить смесь, путем поворота иглы на 1/8 против часовой стрелки.
Подробнейшую статью-инструкцию о том, как правильно обкатать ДВС, как настроить холостой ход, отрегулировать иглы высоких оборотов и иглы низких оборотов, мы публиковали ранее.
Надеемся, что этот материал помог подготовить двигатель вашей радиоуправляемой модели к настройке во всех режимах эксплуатации.
Помните, что не стоит перегружать несущие узлы модели в первые часы работы, так вы продлите жизнь вашего RC-друга и получите максимальное удовольствие от любимого хобби.
Настройка и регулировка модельных двигателей внутреннего сгорания
Какой выбрать аккумулятор для своей радиоуправляемой модели
Какой выбрать пульт дистанционного управления для автомодели
Что лучше выбрать: радиоуправляемую модель с ДВС или электродвигателем. Сравнение
Получить бонус