Каталог
Оформити замовлення

История развития дронов: от истоков до сегодняшнего дня

/upload/uf/eb6/obzor_stati.png

Для начала определимся с понятиями. 

«Дрон» – это мобильный беспилотный аппарат, запрограммированный на выполнение каких-либо действий. Чаше под этим понятием кроется летальный аппарат, который либо программируется заранее, либо пилотируется человеком (оператором) через пульт дистанционного управления.

С началом 21 века летающие беспилотники и наземные дроны стремительно ворвались в гражданскую жизнь и даже в быт человека. Но история дронов начиналась как сугубо военная практика.

Мирное начало

Формально история беспилотников начинается  в 1782 году, когда братья Этьен и Жозеф Монгольфье подняли в воздух шар, наполненный дымом. 

Диаметр несущей оболочки был 3,5 метра, а вес всего аппарата – 154 килограмма.

Шар продержался в воздухе около 10 минут, при этом он поднялся на высоту почти 300 метров и пролетел более километра.

Начало было положено, и братья задумались над развитием проекта. Второй запуск стал более зрелищный: к шару была прикреплена корзина, в которой поместились первые пассажиры беспилотника: баран, утка и петух. 

Полет длился 8 минут на дистанции около 4-х километров.

Воздушные шары, впоследствии названные дирижаблями, сыграли большую роль в истории авиации, но именно беспилотники стали настоящей находкой в военном деле.

Первый боевой дрон: бомбардировка Венеции в 1849 году

Началом военной истории беспилотников можно считать Итальянскую революцию 1848-1849 годов, когда австрийские войска провели бомбежку мятежной Венецианской республики с аэростатов.

Поскольку местные условия рельефа не давали возможность для эффективной работы артиллерии, командование армии запустило над восставшим городом два аэростата, начиненных бомбами.

Воздушные шары были оснащены механизмами для автоматического сбрасывания боеприпасов. И хоть бомбардировка особого успеха не принесла, венецианцы были в панике, а день 12 июля 1849 года вошел в историю боевых дронов.

Никола Тесла и первый дрон на радиоуправлении

Конец 19 века пришелся на открытия в области электричества и радиочастот. 

Известный физик, инженер и изобретатель Никола Тесла в 1898 году на озере в Мэдисон-сквер гардене (Нью-Йорк, США) демонстрирует первую лодку на радиоуправлении. 

Несмотря на удачные опыты, вторым боевым радиоуправляемым беспилотником стало не судно, а военный самолет. Американец Чарльз Кеттеринг создает «летающую бомбу».

По замыслу изобретателя, самолет, начиненный взрывчаткой, управлялся не пилотом, а часовым механизмом. В запрограммированный момент он сбрасывал крылья и камнем падал на голову врага.

Идея нашла поддержку в правительстве США. Проект получил финансирование, но несколько неудачных «бомбардировок» привели к тому, что производство «дронобомбы» было приостановлено еще до начала Первой Мировой войны. 

Queen Bee: родоначальник всех БПЛА

1933 год стал прорывом для радиоуправляемых беспилотников. Британские инженеры сконструировали первый БПЛА, который управлялся дистанционно по радио и использовался многократно. 

Модели DH.82B Queen Bee успешно служили армии с 1934 по 1943 годы в качестве самолетов-мишеней. С их помощью обучали будущих ассов и зенитчиков.

С началом Второй Мировой беспилотники для нужд армии стали выпускаться массово. 

Три основные воюющие стороны (СССР, США и Германия) не раз возвращались к услугам беспилотной авиации, ощущая ее явное преимущество над пилотируемыми аппаратами:

  • США в 1939 году массово выпускают (более 14 тыс. экземпляров) радиоплан типа Target – модель QQ-2;

  • Германия проектирует и использует радиоуправляемые бомбы Henschel Hs 293 и Fritz X, а также ракеты Фау-1 и Фау-2;

  • СССР в 1941 году использует тяжелый беспилотный бомбардировщик ТБ-3 для уничтожения мостовых конструкций.

После Второй Мировой войны бесспорным лидером в разработке и применении БПЛА считаются США. Так, беспилотники уже много лет состоят на вооружении американской  армии наравне с пилотируемыми аппаратами.

«На гражданке»

История развития гражданских дронов берет начало, пожалуй, с начала 21 века, когда получили широкое применение FPV-системы и видеосъемки с квадрокоптеров. Популярность этого вида беспилотников заставила правительства многих стран задуматься о законодательном регулировании их применения.

Уже сейчас, практикуется доставка дронами грузов, сбор различной информации на больших территориях, аэро- и фотосъемка. Возможности беспилотников все еще изучаются, а аппараты – усовершенствуются. 

Среди явных преимуществ БПЛА перед пилотируемыми аппаратами можно выделить:

  • Дешевизна производства и техобслуживания. Дроны не требуют затрат на обеспечение защиты персонала, да и в плане обучения пилотированию они намного проще.

  • Малый расход топлива и возможность использования альтернативной энергии. Этот фактор достигается благодаря малому весу аппаратов.

  • Высокая вариативность взлетно-посадочных площадок. Большинство дронов обходятся малыми площадями для взлета/посадки, а некоторые так и вообще могут садиться на крыльцо перед домом или на подоконник.

В настоящее время дроны на пике популярности еще и благодаря удешевлению их производства и использованию прогрессивных материалов и технологий в бюджетных радиоуправляемых моделях. Так что каждый из нас может стать обладателем крутого квадрокоптера и хоть немного прикоснуться к истории авиации.

Статьи в тему:

«Headless mode»: что это такое, с чем его едят и нужен ли этот полетный режим в квадрокоптере

Что такое дрон и что он может: краткий обзор военных и гражданских моделей на радиоуправлении

Как запустить квадрокоптер. Только для начинающих пилотов: включение, калибровка, триммирование

Как выбрать квадрокоптер для ребенка: подсказки, идеи, советы

Что такое FPV: типы, особенности и различия

Какую купить авиамодель: 3 универсальных правила для начинающего пилота

Получить бонус

Персональный бонус
за регистрацию

получить