Обзор современных авиамодельных двигателей
Большинству моделистов определиться с выбором двигателя для своей авиамодели, как правило, бывает достаточно трудно. Ведь на сегодняшний день существует значительное множество фирм, которые производят всевозможные авиамодельные моторы. В этой статье я хочу в целом проанализировать моторы для хоббийного моделизма различных марок и, выходя из своего опыта, оценить их качество.
На данный момент выделяют большое количество наиболее распространенных калильных моторов, которые используются для радиоуправляемых авиамоделей следующих известных марок: фирма OS-Max (Япония); моторы марок ASP, Magnum, SC (Китай); фирма Super Tigre (Италия); двигатели Thunder Tiger (Тайвань); фирма Webra (Австралия) и моторы МДС (Росcия). Безусловным лидером среди всех выше перечисленных марок однозначно являются моторы фирмы OS-Max.
Известная японская компания OS-Max изготовляет очень крупный ассортимент двухтактных и четырехтактных двигателей с широким диапазоном кубатуры - начиная 1,5 куб.см и заканчивая 30 куб.см. Все известные двигатели этой фирмы характеризуются достаточно высоким качеством изготовления и, конечно же, высокой надежностью в работе, чем и отличаются среди моторов других фирм. Даже сам внешний вид любого из моторов OS вызывает восторг - отменный дизайн с небывалой чистотой поверхности. Благодаря правильному подбору материалов и высокой точности изготовления, эти моторы не вызывают у пользователей абсолютно никаких жалоб касательно качества выполненной работы и ресурса. Если не брать во внимание вопроси стоимости (их цена выше, по сравнению с другими подобными), то OS можно даже не размышляя выбирать для своей авиамодели. В ассортименте моторов фирмы OS-Max для авиамоделей и вертолетов имеются двигатели как двухтактные, так и четырехтактные, многоцилиндровые. Наряду с моторами для летающих моделей так же выпускаются и двигатели специально для авто и судомоделей.
Существенная масса «осмаксов» предназначается для массовых хоббимоделей, но выпускаются и моторы с повышенной мощностью, благодаря которыми чемпионы мирового класса занимают призовые первые места на соревнованиях. Прежде всего, это двигатели для моделей вертолетов и автомоделей. Значительное большинство моделей вертолетов существующих в мире, на мой личный взгляд, вполне оправдано, оборудовано моторами OS-Max. Так же существует ряд сравнительно недорогих авиадвигателей серии LA для новичков. Их экономичность вызвана заменой шарикоподшипников коленвала на втулку скольжения.
Основным поставщиком и реализатором модельных двигателей OS-Max в Европе являєтся фирма Graupner (Германия). Стоит заметить, что далеко не все моторы, которые продает Граупнер, укомплектованы глушителями. Именно поэтому следует уточнять этот вопрос у продавца при оформлении заказа. Каждый двигатель OS-Max, будто визитной карточкой, отмечен отлитой на картере надписью “made in Japan”.
Следующая не менее известная фирма это ряд двигателей марок ASP, Magnum, SC.
Все они производятся авиационным моторостроительным заводом в Шанхае (Китай). Интересный факт, что в отдельных изданиях можно наткнуться на некую информацию о том, что это производство осуществляется по лицензии фирмы OS-Max. И действительно, моторы эти очень даже близки к OS. Двигатели марок ASP, Magnum, SC имеют между собой незначительные внешние отличия, но, несмотря на них, это совершенно одинаковые моторы, а три разных наименования марок двигателей обусловлено маркетинговым ходом, направленным на реализацию продукции отдельно для продавцов в Европе, Азии или США.
Моторы этих марок обладают достаточно высоким качеством изготовления, они беспроблемно запускаются и хорошо удерживают обороты, а так же владеют приличным ресурсом. Данные двигатели выпускают объемом от 2,5 до 30 куб.см. Наряду с двухтактными двигателями производятся и четырехтактные, с рабочим объемом от 5 до 30 куб.см, двухцилиндровые «боксеры» и звездообразные пятицилиндровые, объемом 64 куб.см. В числе авиамоторов имеются и вертолетные версии, но они по своей мощности существенно уступают аналогичным образцам марки OS-Max.
Основным поставщиком модельных двигателей Magnum в Европе является немецкая фирма Jamara. Большое количество этих моторов китайского производства экспортируются так же в США, и в другие страны мира. Лично мне выпадала такая возможность эксплуатировать двигатели марок ASP и Magnum, в результате чего не могу сказать о них ничего отрицательного. Каждый из этих двигателей комплектуется разборными глушителями, а так же обладает АВС рабочей гарнитурой (цветная пара). Крепления моторов марок Magnum и OS-Max одинаковые по своим габаритам. Глушители большей части «магнумов» подходят и к «осмаксам».
Для моделистов более старшего поколения, думаю, должна быть известна такая марка двигателей как Super Tigre. Эта итальянская фирма еще в 50-х годах занималась производством очень популярных в то время двигателей, некоторые из каких импортировались тогда и в СССР. Но уже с последнего времени все сформированное годами производство фирмы Super Tigre было перенесено в Китай и теперь на поверхности картеров моторов вместо отлитой надписи «made in Italy» красуется «made in China», но, несмотря на это, качество моторов совсем не ухудшилось. Сейчас «супертигров» выпускают с рабочим объемом от 5,5 до 45 куб.см., большая часть которых оснащена поршневым кольцом, что свидетельствует о давней традиции фирмы Super Tigre. Их двигатели отличаются от всех прочих не только своим внешним видом, а и своеобразно сконструированным глушителем, отдельный патрубок которого прикрепляется к выхлопному окну, на котором уже и монтируется глушитель. Такая конструкция позволит менять положение глушителя, зависимо от конструкции вашей модели, но, с иной стороны, это вынуждает к добавлению еще одного дополнительного соединения, в которое часто может просачиваться сгоревшее масло. Двигатели Super Tigre сравнительно не дорогие и при этом отлично подойдут для любительских моделей. По сравнению с «магнумами» размеры крепления в «супертигров» отличаются от стандарта OS-Max.
Тайваньская компания Тhunder Tiger славится своим широким ассортиментом выпускаемой продукции, который включает вертолеты, самолеты, автомодели и, конечно же, еще и двигатели внутреннего сгорания. Моторы выпускаются общим объемом от 1,13 до 20 куб.см. В наличии также имеются четырехтактные двигатели, а также специальные моторы для вертолетов, которые сейчас являются довольно распространенными. Этими двигателями укомплектовываются модели вертолетов Raptor. Своим внешним видом, конструкцией и техническими характеристиками двигатели ТТ очень даже близки к моторам OS-Max. Они немного дешевле за «осмаксы», но при этом очень отлично работают и владеют приличным ресурсом. В базовую комплектацию двигателей ТТ входят глушители.
Наряду с рассмотренными моторами, выше перечисленные фирмы изготовляют также ряд специфических двигателей, которые представляют собой многоцилиндровые звездообразные моторы, двух- и четырехцилиндровые «боксеры», а также системы Ванкеля.
Двигатели, выпущенные австрийской фирмой Webra, в основном предназначаются для вертолетов и пилотажных самолетов, но назвать их массовыми, думаю, нельзя. А если взять во внимание капризность этих моторов, да еще и сравнительную сложность настройки, устанавливать «вебру» на свой вертолет я бы не стал.
Нельзя также забивать о моторах марки МДС. Двигатели эти производятся в России и известны они еще с советских времен. Еще тогда эти моторы были вполне работоспособными и радовали своих обладателей. На сегодняшний день двигатели MDS выпускаются в достаточно широком ассортименте. В их наличии есть и вертолетные варианты. Но, к пребольшому сожалению, качество выпущенных моторов оставляет желать лучшего из-за своего несоответствия современным требованиям. Полагаясь на опыт многих моделистов, и на свой собственный в том числе, можно сделать вывод, что эксплуатация двигателей этой отечественной марки доставляет в большей мере огорчение, нежели радость.
Кроме того, существуют и другие фирмы, которые изготовляют авиамодельные двигатели. Среди них выделяют следующие марки:
Двигатели этих марок не так обширно распространены среди хоббийных моделистов, но отдельные из них используются исключительно профессиональными пилотами и лишь в определенных классах моделей.
Подводя итог, можно сделать вывод о том, что бесспорным лидером среди двигателей являются моторы марки OS-Max и вне всякой конкуренции это двигатель №1. Следом за ними следуют моторы ASP, Magnum, SC, Тhunder Tiger, Super Tigre, у которых имеются довольно близкие характеристики и хорошее качество.
По материалам журнала «Моделист».
Получить бонус