Продовжуючи переглядати www.rc-hobby.com.ua ви
підтверджуєте що ознайомилися з Правилами користування
сайтом і погоджуєтеся з політикою конфіденційності
Я погоджуюсьНа сегодняшний день множество людей со всего мира увлекаются созданием миниатюрных копий старинных парусных кораблей. Но, скорее всего, мало кто из них знает, что создание моделей судов – это достаточно давнее искусство с очень увлекательной историей.
Интересно то, что в древние времена данный вид занятий был тесно связан с культовыми и религиозными обрядами. В 1929 г. профессором Вулли, при раскопках стародавнего города Ура в южной Месопотамии, была найдена очень интересная модель гребного судна, выполненная, вероятно, еще в IV тыс. до н.э. Длина этой старейшей, изготовленной из серебра, модели составляла 65 см, и найдена она была именно в гробнице, что является доказательством ее культового характера. Ведь народов Двуречья верили в то, что модель судна облегчит переход умершего из земной жизни в потустороннюю.
Культовое значение моделей судов прослеживается также и в Древнем Египте. По верованиям египтян, душа умершего человека должна переплыть мифическую реку Абилаус, что объясняет наличие найденных в египетских гробницах моделей судов вложенных среди иных предметов. Такие модели были изготовлены тогдашними ремесленниками, в основном, из золота или серебра. На некоторых из моделей судов также находились и фигурки людей, это были, так называемые, суда мертвых, или суда-вотивы, которые использовались для жертвоприношений.
В гробнице Тутанхамона были найдены знаменитые модели судов, которые имеют достаточно интересные детали, они искусно раскрашены и очень изящно отделаны. В национальном музее Каира находится большая коллекция судов времен I-XXX династий, благодаря которой можно наглядно проследить всю историю развития египетского судостроения на протяжении трех тысяч лет.
Также суда-вотивы были найдены и около Ветулонии в Италии - в месте распространения этрусской культуры. Одно из подобных суден было изготовлено из бронзы и на его борту имелось множество фигурок зверей, что символизировало своего рода Ноев ковчег. Такого рода миниатюрные модели встречались также из алебастра и прочих материалов.
В Британском музее хранится модель из терракоты, которая относится к эпохе классической Греции, и представляет собой судно VI в. до н.э. Пару десятков лет тому назад было найдено прекрасную модель судна, датируемую I в. до н.э., которая построена, вероятно, в Сирии, и представляет собой миниатюрный римский грузовой корабль. Список подобных древних находок можно продолжать бесконечно. Не смотря на то, что такие модели кораблей не являются точными копиями оригиналов суден с соответствующими пропорциями, поскольку ремесленники изготовляли их довольно стилизованно и грубо, они все равно достаточно наглядно отображают древнее судостроение.
В период Средневековья модели-вотивы украшали интерьеры христианских храмов и церквей, очень редко их можно было встретить в частных коллекциях. В Роттердаме в Музее принца Генриха находится модель испанского корабля 1450 г., которая является одной из старейших моделей периода открытия Америки.
В период Великих географических открытий значительно начинает развиваться строительство и совершенствование модельных кораблей, а также вотив-судов, которые выполнялись со всеми подробностями с использованием расчетов и чертежей.
В Чатеме (Лондон) в начале XVII в. комиссар доков Финеас Петт, официально начал изготовление первых моделей английских судов. Приблизительно в то же время, где-то в 1600-1655 гг., появляются достаточно точные и масштабные модели-копии парусников, сперва в Голландии и Англии, а затем и в Росси и Франции. На верфях при построении судов такие модели применялись в роли испытуемых образцов. Вскоре подобного рода натурные испытания с использованием моделей стали обязательной процедурой. Коллекционеры того времени понемногу начали смотреть не модели судов как на произведение искусства. К тому же, даже коронованные вельможи начали увлекаться моделированием, не считая такое занятие постыдным для себя.
Судомоделизм к концу XVII ст. сформировался в виде отдельного художественного направления, а мастерски исполненная модель судна считается истинно королевским подарком. Петр I в 1698 году посещал острова туманного Альбиона ради уроков по судостроению от опытного моряка адмирала Кармартена, который обладал, ко всему, большим багажом теоретических знаний в сфере корабельного искусства. В конце этого визита король Вильгельм III Оранский подарил Петру I модель английского корабля «Ройял Соверейн» в память о его визите в Англию. Сегодня эту уникальную модель можно увидеть, посетив Центральный военно-морской музей в Санкт-Петербурге. Кроме того, существует легенда о том, какие обстоятельства предшествовали такому поистине драгоценному подарку. Так вот, однажды, во время визита Петра I в лондонский королевский дворец художником Г.Кнеллером, учеником самого Рембрандта, по желанию королевы Марии были тайно сделаны зарисовки молодого русского царя для выполнения его парадного портрета. Сделано это было наперекор желанию Петра I, и чтобы каким-то образом его задобрить, Вильгельм III преподнес царю модель «Ройял Соверейн», который еще находился на стапеле.
«Ройял Соверейн». Вид с кормы. M1:32. 1698 год.
По всей вероятности, это событие вдохновило русского царя лично создавать модели кораблей. Без преувеличений можно сказать, что Петра Великого история запомнила не только как выдающегося государственного деятеля и талантливого кораблестроителя, но и как первого русского судомоделиста. По приезде царя из Англии, в 1698 г. его собственными руками была создана одна из старейших российских моделей - 30-пушечный фрегат. Эта модель долгое время украшала зал Адмиралтейств-совета в Адмиралтействе и в 1867 г. была передана в Морской Музей. Затем до 1849 г. модель красовалась в Петербургской Академии наук в кабинете самого царя, где ощущала себя довольно комфортно, поскольку Петр I к тому же был еще и изрядным коллекционером. Рядом с фрегатом находились английский «Ройял Соверейн», модельный 88-пушечный корабль «Святой Андрей», и прочие копии парусных кораблей.
Модель, изготовленная Петром I.
Появление известных, изготовленных пленными, маленьких моделей судов датируется временами морской войны между Англией и Францией. В Норман Кроссе, Дорчестере и Дартмуре англичанами было создано три масштабных лагеря для военнопленных, которым разрешалось работать. Многие из них были виртуозными мастерами по дереву, золоту и слоновой кости, часовщики, краснодеревщики, скульпторы. Применяя минимальное количество материалов, и пользуясь простейшими инструментами, которыми пленным позволялось распоряжаться, они изготовляли удивительные миниатюрные модели судов, длина которых не превышала 19 см. Корпус и паруса изготовлялись из дерева, а такелаж делали из нитей одежды и волос. Подобные модели устанавливались на украшенные «пьедесталы» и в большинстве случаев закрывались необычными стеклянными колпаками. Такие оригинальные модели в наше время являются очень ценными произведениями искусства для любителей судомоделизма.
Вторая половина прошлого столетия характеризируется широким распространением модельного судостроительства как одного из видов хобби. Множество людей все больше и больше увлекаются воссозданием копий настольных и самоходных кораблей как старинных, так и современных моделей. В наши дни, как и множество веков назад, истинных профессионалов, мастеров своего дела, которые создают эксклюзивные произведения, - единицы.
Уже с 1967 г. начала функционировать международная судомодельная организация NAVIGA, штаб-квартира которой находится в Вене. Почти во всех странах мира существуют свои национальные ассоциации судомоделистов. Европейские и мировые чемпионаты среди спортсменов-судомоделистов проходят под патронатом NAVIGA, где они, подчиняясь строгим правилам, состязаются между собой в личном мастерстве. В целом, соревнования по судомоделизму это не только особый вид спорта, но и живописное шоу, которое привлекает бесчисленных коллекционеров и зрителей. И их восторг является высшей наградой для любого из авторов моделей, порой даже более важной, чем баллы судей.
Получить бонус