Каталог
Оформити замовлення

Модели вертолётов – модели экспериментальные (часть 1)

/upload/uf/eb6/obzor_stati.png
В каждой области спортивного авиа-, судо- и автомобилизма разработано большое число разновидностей самодвижущихся моделей – кордовые, радиоуправляемые, свободного полета, модели планеров, а также действующих моделей-копий.
Существуют также классы экспериментальных моделей, которые не являются моделями-копиями и действуют по какому-либо новому принципу. Строительство моделей некоторых классов особенно приветствуется в ряде национальных модельных клубов. Это относится. Например, к классу радиоуправляемых моделей вертолетов, где даже Международной аэронавтической федерацией (FAI) фиксируются мировые рекорды, ежегодно проводятся международные соревнования. Развитие других классов экспериментальных моделей поощряется национальными клубами СССР, Польши, Швейцарии, ФРГ. Это касается моделей самолетов и планеров типа «летающее крыло», таймерных моделей вертолетов, моделей судов и автомобилей с двигателями новых типов и систем. Именно на таких экспериментальных моделях мы и хотим остановиться подробнее.
Модель вертолета осуществила свой первый успешный полет более 200 лет назад. Однако вертолетный моделизм отставал о других видов авиамодельного спорта.
Естественно, что первые спортивные модели вертолетов были резиномоторные. Выполнялись они по соосной схеме, повторяя в разных вариантах модель Б. Лоуна и Ж. Бьенвеню. Особенно популярен был вариант соосной, приложенный и опробованный, как мы уже знаем, А. Пено в 1870 году. Особенность состояла в том, что резиномотор вращал верхний пропеллер, а контрпропеллер наглухо соединился с вращающимся в противоположную сторону фюзеляжем.
Резиномоторные модели вертолетов, выполненные по соосной схеме, имели минимальную массу, высокий и продолжительный (до нескольких минут) полет. Но со временем интерес к ним у спортсменов был потерян. Причиной послужило их слишком отдаленное сходство с настоящими вертолетами. В последнее время спортивные соревнования по кассу резиномотрных моделей вертолетов не проводятся, а фиксируются лишь мировые и национальные рекорды.

Большинство из мировых рекордов принадлежат советским спортсменам. В частности, рекорд скорости – мастеру спорта СССР П. Мотекайтесу, продолжительности полета – мастеру спорта СССР А. Назарову. Правда, некоторым авиамоделистам удавалось создавать оригинальные модели вертолетов с резиномотором, которые, хотя и имели соосную схему, но своими конструктивными формами напоминали полноразмерные машины. Такие модели строили в 40-е годы английские, а в 60-е польские, японские и китайские спортсмены. 

Известный французский авиамоделист Э. Филлон успешно испытал в 1984 году свою одновинтовую резиномоторную модель-копию вертолета «Белл-Хью-Кобра» с хвостовым винтом, миниатюрным автоматом стабилизации Янга и шестеренчатым редуктором от мотора к винтам. 

Нашим юным авиамоделистам, видимо, было бы полезно продолжить эксперименты по созданию ризиномоторных моделей, похожих по своим конструктивным формам на современные полноразмерные вертолеты. 

Довольно долго не удавалось создать и хорошей модели вертолета с поршневым двигателем. Первый мировой рекорд для таких моделей был установлен только в 1954 году советским спортсменом М. Тищенко. Продолжительность полета 2 минуты 49 секунд.

Достоинством модели М. Тищенко была предельная простота конструкции, но этим же определялся ее недостаток: ее устройство не обеспечивало перехода несущего винта на авторотацию, то есть самовращение, которое необходим для плавного спуска.

Этот недостаток отсутствовал у модели вертолета, созданной в 1952 году авиамоделистом из США Ч. Мак-Кутченом. Ее конструкция была принципиально новой для того времени схемы – с аэродинамическим приводом. Это значит, что однолопастный несущий винт модели приводился в действие тягой пропеллера, вращавшегося в плоскости, перпендикулярной плоскости несущего винта. Поршневой двигатель, приводивший во вращение пропеллер, находился на штанге, которая являлась продолжением лопасти. Характерной особенностью модели было полное отсутствие фюзеляжа.
Источник:  В. Костенко, Ю. Столяров.   Мир моделей

Получить бонус

Персональный бонус
за регистрацию

получить