Каталог
Оформити замовлення

История создания радиоуправляемой модели вертолета

/upload/uf/eb6/obzor_stati.png
Известная Нюрнбергская ярмарка модельной техники 1972 года отметилась наличием первой, серийно производимой моделью вертолета на радиоуправлении. Благодаря значительной работе конструктора Дитера Шлютера на свет появилась эта модель.

Дитер Шлютер (Dieter Schlüter) за образованием был немецким инженером, за призванием - моделистом, которым властвовала идея создания летающей модели радиоуправляемого вертолета. Препятствия на сложном пути достижения назначенной цели начинались со стараний воссоздать на модели механизм ротора реальных вертолетов. Но подобный механизм не давал ожидаемых результатов. Модели были способны, в лучшем случае, на мелкие подскакивания и, кроме того, плохо управлялись

Благодаря Дитеру Шлютеру

На сегодняшний день модель радиоуправляемого вертолета не вызовет у моделистов особого восторга или удивления. Теперь каждый желающий может приобрести себе любую из множества разнообразных моделей на электродвигателе или с ДВС, которые представляют собой комплекты для сборки, собранные модели и даже полные комплекты совершенно готовых к полетам моделей. Кроме того, приобрести первые навыки в управлении пилоты могут при помощи компьютерных симуляторов, даже не выходя из дома и не рискуя повредить реальную модель. Но при всем при этом вертолет на радиоуправлении является самым ранним среди прочих видов моделизма. Мало кому известно, что радиоуправляемая модель вертолета появилась благодаря Дитеру Шлютеру немецкому инженеру.

Одна из первых действующих моделей на радиоуправлении Sikorskiy S58 Д.Шлютера

При поддержке компании Simprop в городе Харсенвинкель, начиная с 1967 года, энтузиасты моделей вертолетов регулярно проводили встречи-соревнования, на которых в 1968 году Шлютером была представлена его первая модель, благодаря которой он стал безусловным победителем данной встречи. Не смотря на то, что его модель поднялась в воздух всего на несколько секунд, это был самый лучший из результатов.

Дитер Шлютер после успешного рекордного полета с моделью вертолета "Bell Huey Cobra",в далеких семидесятых.

Модель обладала деревянным полукопийным фюзеляжем вертолета Sikorskiy S58. Самый мощный на тот период времени двигатель Super Tiger 61 приводился в движение четырехлопастным ротором. Автор впервые разработал все узлы модели – ротор, редуктор, систему охлаждения мотора, центробежную муфту. Большое количество элементов конструкции и на сегодняшнее время применяются в модельных вертолетах.

Шлютер также предусмотрел систему стабилизации модели при помощи гироскопа, но она не была эффективной по причине низкокачественной аппаратуры управления. Пользуясь своим предыдущим опытом, Шлютер смог добиться значительного успеха в последующей разработке. В новой модели Huey Cobra им применен механизм двухлопастного ротора, в котором было циклическое изменение угла лопастей и стабилизирующая штанга с лопатками.

Один из первых настоящих полетов модели вертолета «Bell Huey Cobra».

Такая схема головки главного ротора была сформирована Шлютером в результате ряда пробных подлетов и экспериментов. В основу действующего, хорошо управляемого ротора было положено карданную головку со сквозной поперечной штангой, на которую закреплялись управляющие лопатки. Такая схема получила название Beii-Hilier.

Спустя десятки лет ни одной фирмой в устройстве главного ротора ничего принципиально не было изменено – его основой осталась та же схема со сквозной поперечной штангой с регулирующими лопатками. Уже в 1970 году в апреле месяце управляемой Шлютером моделью вертолета Huey Cobra, был выполнен полноценный настоящий круговой полет, который продлился целых 10 минут. Этот прорыв вызвал настоящий фурор в сфере моделизма. После этого последовали и другие успехи в виде, например, официального рекорда мира, который заключался в полете по замкнутому кругу дальностью 11,5 км, на протяжении 28 минут.

Части механики модели Huey-Cobra на демонстрационном стенде. Виден ремень для запуска мотора.

Для обеспечения безопасности при взлете и посадке модели, на ней были оборудованы увеличенные стойки шасси.

Воодушевленным успехом, Шлютером было произведено первые 50, а затем и 100 комплектов для сборки сенсационной модели Huey Cobra. При этом, ища партнеров для выпуска и реализации моделей, Шлютер начал вести переговоры с компанией Graupner, но она отказалась от такого предложения и назвала производство модельных вертолетов неперспективным делом.

Ни смотря на это, вторая по размеру в Германии того времени компания Schuco-Hegi подписала договоренность о серийном производстве модельного вертолета Huey Cobra, который и был представлен как мировое новшество на Нюрнбергской ярмарке.

Редуктор модели Huey-Cobra, стальные шестерни работали в масляной ванне.

Данная модель изготовлялась с несущим стеклопластиковым полукопийным фюзеляжем вертолета Huey-Cobra. На днище корпуса был смонтирован закрытый редуктор с металлическими шестернями и двигатель емкостью 10 см3. В верхнем участке фюзеляжа был установлен другой подшипник основного вала. При помощи гибкого вала в оболочке вращение передавалось на хвостовой ротор. Вертикальный подъем модели обеспечивался лишь главным ротором (числом его оборотов), величина угла лопастей была постоянной, а что касается шайбы перекоса, то она была вертикально неподвижной на валу. Запуск двигателя совершался стартером при помощи ремня, висящего под фюзеляжем.

Конструкция этой модели являлась открытой несущей механикой, которая включала в себя две параллельно соединенные металлические пластины-боковины с закрепленными на них двигателем, одноступенчатым редуктором и легкосъемной хвостовой балкой из дюралевой трубы, на которой спереди была закреплена маленькая кабинка-обтекатель. Такой революционный механизм сборки летательного модельного вертолета («тренера») по сегодняшний день остался без изменений. Но что касается устройства головки основного ротора, то оно было таким же, как и у Huey-Cobra (управление моделью за счет числа оборотов). В основном вид Heli-Baby стал уже привычным для современных моделистов. Модель стала легкой, простой в обслуживании, а поврежденные при падении детали можно было легко заменить новыми. Механика Heli-Baby легко устанавливалась внутрь пластикового корпуса Hughes 500, производимого фирмой Шлютера.

На Нюрнбергской ярмарке 1976 года было представлено очередную модель Super Heli-Baby, в которой был изменен шаг лопастей в главном роторе, и она позволяла осуществление перевернутого полета и фигур высшего пилотажа, что в корне поменяло взгляды на модель вертолета.

Heli-Baby

 Не смотря на большую заинтересованность активных моделистов комплектами для сборки модельного вертолета Huey-Cobra, и вполне успешное начало их продаж, в скором времени этот процесс замедлился. Это связано с достаточной сложностью модели вертолета как летающего аппарата, управление которым довольно непростое и при малейших ошибках пилотов (тогда еще не было гироскопов) постоянно случались поломки. Чтобы отремонтировать стеклопластиковый фюзеляж, точно установить в нем фанерные шпангоуты и элементы механики требовалось большое количество материальных затрат и времени. Этот факт стал отталкивающим в желании моделиста обзавестись моделью вертолета.

Вследствие чего, Дитер Шлютер принялся за разработку новой концепции несложной, ремонтопридатной модели и, спустя немного времени, в 1975 году уже фирма Schlüter-Modellbau продемонстрировала выход эпохальной модели «малютка» Heli-Baby с объемом двигателя 6,5 см3.

Также значительный вклад в формирование вертолетного моделизма был внесен немецким инженером Эвальдом Хаймом, который разработал легко монтируемый в корпусе модели механический компактный блок. В механизме Хайма включен двухступенчатый редуктор, в котором для уменьшения размеров у одной из шестерен имеется внутреннее зацепление. Устройство головки основного ротора было продумано довольно хорошо, поэтому обладает отличными качествами не только в висячем режиме, но и в прямом полете.

С развитием электроники, Хаймом была применена схема электросмещения 120 градусов Trilink system на управление шайбой перекоса. В данном механизме шайба перекоса была напрямую соединена с тремя рулевыми машинками при помощи тяг, а благодаря компьютеру передатчика управлялась синхронность их движения. Со временем, подобную систему сочли перспективной и в большей части современных моделей иметься способ управления шайбой перекоса ССРМ.

Распространению вертолетного моделизма

Вскоре подобные модели выпускались по лицензии в Америке (Miniature Airсraft) и Японии, что привело к распространению вертолетного моделизма во всем мире. Фирмами-производителями систем управления вскоре начали выпускаться особые гироскопы и аппаратура с особыми для вертолетов функциями. В 1986 году Шлютер принял решение продать фирме Robbe свое производство, а сам начал консультировать создание винтокрылых моделей. Этот восьмилетний контракт запрещал Шлютеру сотрудничество с прочими модельными фирмами и производство моделей вертолетов.

Наиболее известными и удачными моделями Дитера Шлютера были: Champion, Superior, Junior 50, HeliBoy. Heli-Baby. Американская фирма Miniature Airсraft начала создание вертолета X-Cell по эскизам Шлютера. Книгу Д. Шлютера «Радиоуправляемый вертолет» (Hubschrauber ferngesteuert) издавали на многих языках, и немало раз переиздавали с внесенными дополнениями.

На территории бывшего СССР значительного развития вертолетный моделизм не получил, а стал участью лишь некоторых энтузиастов, причина этого - слабая техническая модельная информационная база, низкая материальная база. Наилучших успехов среди них добились С. Никульников, И. Муковозчик, И. Чибизов, В. Макеев. Их модели строились собственными руками от начала и до конца, пользуясь своими чертежами и небольшой полученной из-за границы частью информации. Пользуясь маломощными двигателями, примитивной аппаратурой управления, полученные успехи были невысоки но, несмотря на это, им получалось создавать летающие образцы техники. После публикации в журнале «Моделист-конструктор» «культового» чертежа модели Helix, выполненного по образцу вертолета Шлютера Huey-Cobra чешскими моделистами, заставлял большинство сердец советских моделистов биться неровно. Было даже несколько таких неплохо построенных моделей, но их полеты никто так и не видел.

Original Graupner-Heim Mechanik

Подобную механику, называемую Original Graupner-Heim Mechanik, продавала фирма Graupner. Это была самая распространенная вертолетная механика в Европе. На основе механической схемы ротора Хайма многие фирмы, в том числе и немецкие (Mikado, Vario Helikopter), начали производство своих механизмов и вертолетов. Исторически так сложилось, что Германия в свое время была законодателем моды и главным центром вертолетного моделизма, где проводилось большинство соревнований, таких как Vario Cup, Graupner Cup, Robbe-Schluter Cup и т.п.

Вертолетный моделизм Японии в авиамодельном мире занимает одно из ведущих мест. Вероятно, основная причина подобной массовости это недостаточное количество мест для площадок большого размера, которые необходимы для взлета-посадки простых авиамоделей. Необходимо заметить, что полагаясь на данные за 2000 год, для всего японского населения (примерно 70 млн.) действует около 200-300 магазинов, которые специализируются лишь продажей и обслуживанием модельных вертолетов. За месячный период времени сбывается примерно 5000 (пяти тысяч!!!) подобных моделей. Японские фирмы TSK, JR, Kyosho, Hirobo во всем мире известны своей продукцией.

Схема устройства первой серийно производимой модели вертолета Шлютера Huey-Cobra

В городе Харькове в конце 80-х годов творческим коллективом был освоен серийный выпуск вертолета Темпо, построенного на примере модели Schlüter Champion. Их коллегой Николаем Харцы собственноручно была изготовлена серия весьма качественных моделей, представляемых собой достойные копии того же вертолета Schlüter Champion. Это был своего рода толчок к развитию данного вида моделизма в большем масштабе. Харьковчанами Александром Ларионовым и Олегом Хвостовым одними из первых было освоено мастерство пилотирования модели вертолета, в результате чего они могли выполнять множество фигур пилотажа.

 История создания радиоуправляемой модели вертолета

Модель вертолета Heli Baby с открытой несущей механикой. На вертолете устанавливался двигатель объемом 6,5 см. куб., привод хвостового ротора непосредственно от мотора, осуществлялся посредством плоского ремня.

  История создания радиоуправляемой модели вертолета Реконструированная модель вертолета Heli Baby Фото
  История создания радиоуправляемой модели вертолета
Головка ротора модели Heli Baby
  История создания радиоуправляемой модели вертолета
Головка ротора модели Super Heli-Baby с изменяемым шагом лопастей Фото Frank Heidemann
  История создания радиоуправляемой модели вертолета
Модель вертолета Schlüter Champion с двигателем 10 куб.см.
  История создания радиоуправляемой модели вертолетаФюзеляжная механика Евальда Хайма

Дитер Шлютер в наши дни с моделью Heli Baby

Последними десятилетиями механическую часть модельных вертолетов сделали более надежной, их конструкция изготовляется из современных материалов: углепластика, новых прочных пластмасс. В компьютерных передатчиках используются сложные и более совершенные программы, а благодаря цифровым рулевым машинкам и пьезогироскопам с функцией Heading Hold появилась возможность выполнения пилотам сложных фигур пилотажа, неподвластных никакой иной летающей модели. Кроме того, возник свежий стиль пилотирования - 3D, который поражает своими невероятными фигурами. Началось массовое производство малогабаритных надежных электровертолетов. Благодаря всему этому вертолетный моделизм стает более интересным и массовым во всех странах мира.


Автор: Виктор Ходеев, журнал "МОДЕЛІСТ"

Получить бонус

Персональный бонус
за регистрацию

получить